триллер Продолжительность: 95 США 2004 Режиссер: Дэвид Кэпп Продюсер: Гэвин Полоне Сценарий: Дэвид Кэпп (по повести Стивена Кинга) В ролях: Джонни Депп, Джон Туртурро, Мария Белло, Тимоти Хаттон, Чарлз
Даттон, Власта Врана и др. Музыка: Филип Гласс Оператор: Фред Мёрфи
02.08.2004
Может быть, и нельзя категорично утверждать: по Кингу хороших
фильмов нет. Та же, например, телевизионка "Оно" вполне даже недурна.
Точно - нет картин, адекватных кинговским романам. Как вследствие их,
романов, объёма, так - в случае, когда речь идёт об экранизации повестей
и рассказов - и потому что картинка никогда не в состоянии воплотить
слово. А в том, что Стивен Кинг не просто успешный сочинитель ужастиков
и триллеров, но именно Мастер Слова, то бишь писатель, вряд ли кто
всерьёз усомнится.
"Тайное окно" - экранизация повести, в нашем переводе называющейся
"Тайное окно, потаённый сад". Рассказ в нём ведётся о средних лет
писателе, как раз и поставляющем на рынок подобные кинговским ужастики
да триллеры (повесть особенно хороша оттого, что в ней просматриваются
или усматриваются автобиографические детали, ведь когда писатель пишет о
писателе, он в большей мере, чем обычно, пишет о себе). Так вот, сей
писатель некогда был автором успешным, а ныне из-за ухода жены к
любовнику впал в творческий кризис и ведёт полурастительное
существование в загородном домике. То есть спит, более-менее успешно до
поры пытается бороться с привычкой к курению и совершенно безуспешно
тщится выдавить из себя хотя бы пару строк. Однажды его посещает гость
("Гость стучится в дверь ко мне..."), представившийся неким фермером из
штата Миссисипи. Странный и зловещий гость этот заявляет, что когда-то
наш герой украл у него идею рассказа "Тайное окно" да мало того испортил
финал. Писатель успешный доказывает графоману, что свой рассказ он
написал и даже опубликовал в каком-то журнале раньше него, вот только
подтвердить вещдоком - тем самым журналом - сходу не может: журнала
этого у него нет, а есть, кажется, у жены. "Три дня! - заявляет гость. -
А не то будет плохо". И удаляется, оставив писателю рукопись своего,
"правильного", рассказа, а тот... ложится спать. Далее действительно
многим будет плохо.
А что же фильм? Те, кто читал повесть, скорее всего будут всё-таки
разочарованы - финал у режиссёра и сценариста картины Дэвида Кэппа вышел
не кинговский: слишком предсказуемый и столь же однозначный. Фильм в
драматургическом плане вообще типовой да к тому же напрочь утративший
фирменную кинговскую мистику. Иными словами - просто добротный триллер.
Те же, кто повести не читал, скорее всего посмотрят картину с
удовольствием, даже если догадаются, где собака зарыта (собака, кстати,
и была зарыта первой). Но и читавшие, думаю, всё же обратят внимание на
то, как лента снята, как исподволь нагнетается саспенс, как внимательны
режиссёр и оператор к деталям провинциального быта, как органичен Джонни
Депп, вроде бы и старающийся-то в четверть накала, и сколь точен в
лицедействе его alter ego Джон Туртурро, очень просто и очень жестоко
изображающий призрак сознания, гнездящийся, вероятно, в каждом из тех,
кто отдал свой талант изображению зла и тьмы.
Интересно, стучался ли в двери самого Стивена Кинга Гость - Чёрный
Человек, Ворон - и сколько раз?