Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ДЕТСКИЙ ЧАС (THE CHILDREN' S HOUR)

драма
Продолжительность: 108
США 1961
Режиссер: Уильям Уайлер
Продюсер: Уильям Уайлер
Сценарий: Джон Майкл Хэйс (по пьесе Лилиан Холман)
В ролях: Одри Хепбёрн, Ширли Маклейн, Джеймс Гарнер, Мириам Хопкинс, Фэй Бэйнтер, Карен Балкин, Вероника Картрайт, Мими Гибсон, Дебби Молдоу, Дайан Маунтфорд и др.
Музыка: Алекс Норт
Оператор: Франц Плейнер


23.08.2004

В середине 30-х, в фильме "Трое" Уильям Уайлер уже обращался к этой пьесе Лилиан Холман. Вероятно, что-то не устраивало его в прежней экранизации, а может быть, знаменитый постановщик остросоциальных картин и великий мастер работы с актёрами просто увидел в тандеме Хепбёрн - Маклейн возможность создать бестселлер. Как бы то ни было, превосходный во всех отношениях фильм "Детский час" успеха не имел - ни у зрителей, ни у критиков. Что касается всегда ангажированных критиков, всё понятно - слишком по тем временам, когда на выступления мастеров искусств ещё обращали внимание, жёсткие вещи сказал об Америке и американцах Уайлер. Зрители же... О них чуть ниже.

Фильм "Детский час" рассказывает историю двух молодых женщин, Карен (О. Хепбёрн) и Марты (Ш. Маклейн), открывших в провинциальном городке частную школу и облыжно обвинённых одной из учениц в лесбийских взаимоотношениях. Все нувориши, чьи дети учились в школе, ополчаются против несчастных подруг, они проигрывают дело в суде и лишаются возможности преподавать. К финалу истина выясняется, и городок, издевавшийся над несчастными женщинами, готов принести им извинения, однако поздно: порывистая и действительно безответно влюблённая в Карен Марта кончает жизнь самоубийством, а гордая Карен, утратившая и подругу, и возлюбленного, и веру в людей, навсегда покидает местечко.

Подобного рода психологические драмы давно и, кажется, навсегда перестали интересовать Голливуд, потому смотрятся сегодня с особенным интересом. Блестящие мизансцены, обилие, даже изобилие крупных планов, отточенные диалоги, дающие возможность раскрыться не только исполнителям главных ролей, но и всем остальным участникам действа, безошибочный подбор актёров, каждый из которых создает психологически и социально точный, запоминающийся образ, откровенное соперничество Одри Хепбёрн, в этом фильме впервые сыгравшей глубоко драматическую роль, и Ширли Маклейн, великолепная работа всех исполнителей возрастных ролей, наконец, гениальная - другого слова не подберу! - игра маленьких девочек, со всей очевидностью сумевших "перетянуть на себя одеяло" в конкуренции с первостепенными звёздами экрана, умная и печальная сатира на мещанскую сущность нашей жизни... И такой фильм - настоящая классика! - провалился в прокате?

А, с другой стороны, именно такие-то фильмы и должны проваливаться. Слишком ясно даже и мещанину (мещанину тем более - нутром чует!), над кем смеётся и кого оплакивает Уильям Уайлер в "Детском часе". Всех нас он оплакивает и над всеми нами смеётся, ибо богов нет, герои спят в курганах, остались мы, люди просто приятные и приятные во всех отношениях.

Посмотрите картину обязательно, она не о том, что рекламируется на коробке, - в ней даже и слово-то это - лесбиянка - ни разу не прозвучало. Она, картина, о подленькой, даже не местечковой американской - общечеловеческой сущности, о маленьких наших душонках, если и способных на раскаяние вообще, то тогда только, когда это раскаяние уже никому не нужно. Но даже и таких, постфактум раскаявшихся, среди нас ой как мало!..

Рецензия: В. Распопин