ироническая мелодрама Продолжительность: 127 США 2004 Режиссер: Стивен Спилберг Продюсер: Стивен
Спилберг, Уолтер Паркс и др Сценарий: Саша Герваси, Джефф Натансон В ролях: Том Хэнкс, Кэтрин Зета-Джонс,
Стэнли Туччи, Диего Луна, Чи Макбрайд, Эдди Джонс и др. Музыка: Джон Уильямс Оператор: Януш Каминский
15.09.2004
В восточноевропейской стране по названию Кракатия путч произошёл
как раз в тот момент, когда один из её граждан, Виктор Наворский (Т.
Хэнкс), прилетел в славный город Нью-Йорк, дабы взять автограф у
чернокожего саксофониста, чьё искусство обожал его покойный отец. В
результате новый Робинзон без языка, денег и гражданства оказался заперт
в стенах аэропорта имени Кеннеди: ни в город не выпускают ретивые
чиновники, ни обратно, домой, не возратиться - дипломатические отношения
США с Кракатией прерваны, и самолёты, следственно, не летают.
Борясь с бюрократами, завоёвывая расположение прочего персонала
аэропорта неизменным добродушием и готовностью к сотрудничеству, помогая
таким же, как он, простым людям, не гнушаясь самой чёрной работой, даже
вступая в романтические отношения с привлекательной, но неудачливой в
любви стюардессой, "маленький большой человек" наглядно доказывает в
этой пикареске навыворот: гуманизм, терпение, трудолюбие способны
преодолеть любые напасти.
В принципе, хороший, разве что, как обычно у Спилберга, немного
затянутый фильм с очень убедительными актёрскими работами и неожиданными
для Голливуда драматургическими вывертами: к середине картины кажется,
что она неминуемо скатывается в рождественскую сказку с любовным хэппи
эндом, однако в итоге этого не происходит, и финал оказывается хоть и
оптимистичным в целом, но с явственной толикой грусти. Несколько
надуманной представляется, правда, исходная причина поездки героя в
Америку да странными кажутся российские аллюзии: отчего-то пресса
Кракатии выполнена на кириллице, а документ героя - гражданина, как
можно полагать из общего контекста, балканской страны - не что иное, как
наша с вами "краснокожая паспортина". Во всём прочем новая лента С.
Спилберга, по-моему, весьма удачна, не лишена не только
чувствительности, но и иронии, с какой, например, режиссёр неявно
цитирует предшественников (в частности, Федерико Феллини и Серджио Леоне
- эпизод с псевдо-рестораном) и самого себя. Стало быть, посмотрите - не
пожалеете.