Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ИГРЫ МОТЫЛЬКОВ

драма
Продолжительность: 98
Россия 2004
Режиссер: Андрей Прошкин
Продюсер: Владимир Железников, Михаил Литвак
Сценарий: Татьяна Арбузова, Владимир Железников, Владимир Козлов, Андрей Прошкин (по повести Владимира Железникова "Чучело-2, или Игра мотыльков")
В ролях: Алексей Чадов, Мария Звонарёва, Андрей Смоляков, Оксана Акиньшина, Юрий Кузнецов, Сергей Шнуров, Дарья Екамасова, Полина Головина и др.
Музыка: Владимир Чекасин, Сергей Шнуров
Оператор: Юрий Райский


15.09.2004

У 16-летнего Кости, что живёт со свободногуляющей мамой в уральской хрущобе на задворках великой империи, много чего нет - ума, достатка, отца, воспитания, образования и проч. Зато у Кости есть талант (так считает он сам и его окружение, по всей видимости - сплошь фанаты Сергея Шнурова и группы "Ленинград"), который непременно должны признать устроители столичного конкурса рок-групп. Проорав под восторженные вопли опившихся пивом однодворничков нечто нечленораздельное на местной эстраде, Костя собирается в Москву, в Москву, но, опьянённый восторгами поклонников, решает покатать визжащих девиц на чужой машине. Итогом автопрогулки по ночным улицам становится ДТП и гибель человека под колёсами угнанной "Волги", уголовное дело, разбитые надежды местной рок-звезды на всероссийскую славу, зона и, так сказать, утраченные иллюзии вообще.

Ну что - типично молодёжный по эстетике фильм с претензией... Фильм как фильм, среднестатистический, сделан для тех, кто даже спит в наушниках. Интереснее поговорить о самой претензии.

По-видимому, в столице представляют провинциалов не иначе, как грязных, физически и морально уродливых тупиц, рвущихся за славой (благо её можно добиться, проблеяв с эстрады такой, например, стишок: "Взатяг - ништяк - хочу ещё!") и московской пропиской. Во всяком случае, именно такой вывод напрашивается после просмотра иных отечественных лент последнего десятилетия, особенно тех, где мало того что поют, так ещё и пытаются лицедействовать одинаково небритые и столь же неоригинальные в сквернословии поп- и рок-идолы. Решительно то же - тупых, криминализированных, беспросветно грязных в помыслах и выражениях провинциальных подростков - показывают нам и гг. Прошкин - Железников в новой картине, как бы продолжающей известный фильм "Чучело". Там, как помнит читатель, речь шла о детках, здесь детки подросли и самоопределяются.

Претензии на социальный критицизм очевидны. Забегая вперёд, скажу, что вопросом "Что делать?" авторы не задаются, видать, продолжение следует. Другой роковой вопрос "Кто виноват?" усмотреть достаточно легко. Как, думается, и ответ. Судя по тексту, виновата никак не власть с её разнузданными СМИ (там, согласно единственному московскому эпизоду картины, упитанные-благовоспитанные примелькавшиеся господа Алибасовы-Дибровы, напротив, проявляют даже доброжелательность к как бы одарённой шпане), а именно она, провинциальная "Россия - сука" (выражение А. Синявского), в которой яблочко от яблони недалеко падает. И то: мать героя по-нашему, по-честному, по-партийному сама себя аттестует блядью (да простят меня читатели - из песни слова не выкинешь) и ради спасения сына не без удовольствия укладывает в постель прохиндеистого мента, предполагаемый отец парня - челябинский судья - не встретив в нём чаемой сыновней любви, умывает руки, подобно Понтию Пилату, и уходит в никуда, откуда появился, а спившийся сосед берёт в руки старое ружьё...

Стоп. Вот и он, бессмертный, ни в каком денатурате не сгорающий наш дядя Вася, та самая загадочная русская душа, отечественный символ прошлого и настоящего и образец для подражания племени младому... Да ведь и впрямь - чем занять себя в ободранной, как липка, ещё с советских времён провинции и старикам, и молодёжи, как не пить горькую, оттягиваться в немытых подъездах и насиловать единственную на весь город 16-летнюю девственницу, которой, бедной, и влюбиться-то не в кого, кроме чучела с бас-гитарой. Впрочем, он ли ещё, рокер Костя, чучело-то? А если не он, кто тогда?

Кто, спрашивается, чучело в этом прошкинско-железниковском "Чучеле-2": подававший надежды, обернувшиеся путешествием в зону, герой или влюблённая в него соседская девушка, та, что не пьёт, не курит, не спит со всем двором подряд (подросшая героиня "Чучела один", где, кстати, с чучелом всё было совершенно определённо)? Или ископаемый сосед, а может, мама-папа, представители семьи, школы и правоохраняющих (сами себя) органов? Похоже, все они - чучела, но если все в огромной стране - чучела, то что ж тогда сама страна?

Хотели того Прошкин с Железниковым или нет, планировали ли сделать откровенную чернуху - не знаю, но вышла (в какой-то степени, пожалуй, и логично, если не забывать о том, что постсоветские "Игры мотыльков" - продолжение перестроечного "Чучела") у них именно чернуха, эдакий продукт неонатуральной школы (при полном отсутствии школы как таковой - не считать же Сорокина и Лимонова теми самыми Белинским и Гоголем, которых гипотетический некрасовский мужик в светлом будущем понесёт заместо клубнички с базара) - история, похожая на правду. Именно похожая, потому что не вся она тут, правда, не вся - как про нас, провинциалов, так и про них, москвичей. Не все мы - окраинное быдло, из кого-то ж ведь выходят не только в Шнуры, но и в "Наутилусы".

Рецензия: В. Распопин