мелодрама
Продолжительность: 93 Канада - Италия 2001 Режиссер: Эдуардо Понти Продюсер: Элда Фэри, Габриелла Мартинелли Сценарий: Эдуардо Понти В ролях: София Лорен, Мира Сорвино, Дебора Юнгер, Пит Постлуэйт, Жерар
Депардьё, Клаус Мария Брандауэр, Малколм Макдауэлл, Уэнди Крюгер и др.
Музыка: Збигнев Прайснер Оператор: Грегори Мидлтон
03.10.2004
Вот чёрт его знает, про что это кино, снятое, надо полагать, сыном
известнейшего продюсера, собравшим в свою не то чтобы
маловразумительную, а скорее вялую и претенциозную историю почти десяток
кинозвёзд прошлого и настоящего! Наверное, про нелёгкую судьбу женщины,
отягощённую вдвойне, когда женщина наделена артистическим даром, про
вечную проблему выбора: кем быть - женой или бизнес-леди, работницей или
домработницей... Любопытней всего вот что: картина про женщин, звёзд
уйма, а единственный вразумительный и запоминающийся персонаж - мужчина,
да и, честно сказать, исполненный не совсем чтобы и звездой. Но я
забегаю вперёд. Попробую рассказать, хотя, честно говоря, пишу рецензию
по прошествии трёх дней после просмотра фильма, и как-то он, того, уже и
подзабылся.
В общем, так. В славном (хоккейным клубом, но про хоккей тут ничего
не сказано) городе Торонто живут три отдельно взятые женщины. Старшая из
них - домохозяйка, жена бывшего спринтера, ныне влачащего свои дни в
инвалидной коляске и помыкающего супругой. Эту даму играет София Лорен,
надо думать, матушка режиссёра. Знаменитейшая из европейских кинодив до
сих сохраняет следы былой красоты, но от этого не становится яркой
драматической актрисой, несмотря на то, что роль у неё вроде бы именно
драматическая - её героиня давным-давно, по глупости-молодости
отказалась от материнства, это во-первых, а, во-вторых, зарыла в землю
дар живописца. Теперь же, скрывая своё занятие от брюзжащего мужа,
порисовывает, да очень даже неплохо. Правда, эти рисунки как две капли
воды похожи на скульптуры, что ваяет другая женщина... Кто ж с самого
начала не поймёт, что эта другая женщина (не героиня, а эпизодический
персонаж), натурально, та самая брошенная во младенчестве дочь
художницы, дара судьбы не реализовавшей?
Вторая же из трёх заявленных - тоже своего рода художница.
По-настоящему талантливая драматическая актриса Мира Сорвино играет
фотожурналистку, снявшую в горячей точке планеты маленького ребёнка,
снявшую вместо того, чтобы его спасти. Могла бы, то есть, но предпочла
реализоваться, выполнить свою работу. Отчего теперь и страдает эдакой
достоевщинкой, помните, как там, у классика, про слезинку ребёнка? К
сожалению, роль Сорвино, в отличие от роли Лорен, плохо или скупо
прописана драматургически, так что остаётся только пожалеть
исполнительницу этакого Ивана Карамазова в юбке, в идеале
долженствовавшего терзаться неразрешимыми вопросами бытия... Но до
идеала, как уже, должно быть, понял читатель, фильму Эдуардо Понти
весьма и весьма далеко.
Третья героиня - музыкантша, носящая в душе ненависть к своему отцу
за то, что тот двадцать лет назад забил по пьянке до смерти жену, за что
и отсидел все эти двадцать лет в тюрьме, а теперь вот вышел - и то ли ей
его застрелить, то ли, наоборот, приютить... Дилеммочка-с!..
У каждой из героинь есть своего рода альтер-эго, мужское отражение
и одновременно утешитель. Так, журналистку утешает папа, сам
реализовавшийся артист - фотограф, развешивающий по стенам неслабого
своего жилья работы членов семьи, опубликованные в разное время
"Лайфом". В роли папы снялся Клаус Мария Брандауэр. Сразу честно скажу:
звезда великих лент Иштвана Сабо здесь решительно для мебели. Как для
мебели и Депардьё - утешающий художницу садовник, простой человек,
домработник, пара героине С. Лорен. Чуть интереснее персонаж М.
Макдауэлла, тип одновремено и реализовавшийся, и нереализовавшийся, и
раскаявшийся, и сломленный, не умерший в тюрьме только потому, что ещё
надеется на чудо - обрести на воле не волю, а дочь, родную душу. Увы
ему!
Но, пожалуй, наиболее колоритный персонаж картины - герой-инвалид
Пита Постлуэйта. Актёр удивительно точно изобразил человека, в котором,
несмотря на возраст и униженное положение, бушуют молодые страсти, из
коих главная - ирландская гордыня. А коли гордыня не погибла, он, быть
может, при всех ударах судьбы, человек самый что ни на есть
реализовавшийся - на наших глазах реализующийся, то бишь самый живучий,
самый живущий персонаж из всех, самый точный. Браво, Постлуэйт! А ведь
не первой звезды величина, в таком-то окружении.
В общем-то, истории трёх несчастных женщин развиваются не
пересекаясь, каждая сама по себе. Мы за ними следим благодаря
перекрёстному монтажу единовременно, но этот приём скорее мешает зрителю
сосредоточиться, порой мельтешение персонажей даже раздражает, тем более
что изюминки нет ни в ком, за исключением персонажа Постлуэйта. А нет
изюминки - нет и личности, характера. Оттого фильм и выглядит скучным да
вдобавок претенциозным. В последнем кадре Э. Понти зачем-то сводит
героинь за одним столиком в аэропорту. Логики тут никакой,
художественной необходимости тоже. Тем, кто выдержит до конца это
скучноватое и довольно банальное действо с претензией на
интеллектуальность, финальная встреча героинь не нужна. И без неё
понятно, что речь, в принципе, о трёх возрастах в жизни женщины, о том,
как нелегко ею, женщиной, быть даже в настоящее время, если, конечно, ты
именно женщина, а не стерва.
Я не знаю, дебютировал ли этим фильмом Эдуардо Понти как режиссёр,
но даже если "Только между нами" - первый блин, то вряд ли дальше будет
лучше. Здесь согласились сыграть звёзды, положения, может, и не
улучшившие, однако привлекшие своим участием зрителя. А потом, когда
звёзд не будет?