ДЕВУШКА С ЖЕМЧУЖНОЙ СЕРЁЖКОЙ (GIRL WITH A PEARL EARRING)
драма Продолжительность: 96 Великобритания - Люксембург 2003 Режиссер: Питер Уэббер Продюсер: Энди Патерсон, Ананд Такер Сценарий: Оливия Хетрид (по роману Трейси
Шевалье) В ролях: Скарлетт Йоханссон, Колин
Фёрт, Том Уилкинсон, Джуди Парфитт, Киллиан Мёрфи, Эсси Дэвис, Джоанна
Сканлен, Алакина Манн и др. Музыка: Александр Деспла Оператор: Эдуардо Серра
15.10.2004
О гениальном голландском художнике Вермере Делфтском, прожившем на
свете 43 года (1632 - 1675), известно не слишком много. Зато о его эпохе
мы знаем гораздо больше. В сущности, экранизация романа Трейси Шевалье,
сделавшего писательницу знаменитой буквально в одночасье, в отличие от
книги, повествует не столько о самом Вермере, и даже не столько о судьбе
выдуманной главной героини, ставшей его натурщицей, а именно об эпохе.
Разумеется, герои, и особенно героини, представлены исполнителями весьма
талантливо и тонко. Быть может, лично мне они особенно понравились
потому, что чуть ли не все - не знаю уж, намеренно или случайно -
напоминают бергмановских звёзд: Скарлетт Йоханссон даже и чисто внешне
очень похожа на молодую Лив Ульман, актриса, исполняющая роль жены
Вермера, в своих центральных эпизодах заставляет вспомнить Лену Нюман в
"Осенней сонате", да и сам Колин Фёрт в роли Вермера спокойствием и
сдержанностью, в которых до поры скрывается взрывчатая сила, и бездонным
взором напоминает молодого Макса фон Сюдова.
Однако главная особенность и особенная прелесть картины Питера
Уэббера не в отменной игре актёров и не в хорошей драматургии, хотя и
то, и другое несомненно, а, скорее, в кропотливейшем, тончайшем,
детальнейшем воссоздании городского быта - от кипящей уличной-рыночной
жизни до мрачноватого интерьера господского дома и костюмов его
обитателей. Эта-то ожившая эпоха, стронувшиеся с места пейзажи, на наших
глазах очищаемые кухаркой луковицы, которые вот-вот займут своё вечное
место в бессмертных натюрмортах, - и захватывает зрителя, заставляя его
неотрывно смотреть на экран. Почти так, как это происходит с нами в
художественных музеях и картинных галереях.
Не знаю, кому отдавать пальму первенства - художникам или
операторам, чьё искусство одинаково мощно и в то же время филигранно;
или, может быть, монтажёрам, безошибочно точно чередующим портретные
крупные планы с панорамами, робкие движения открывающей для себя
искусство живописи героини с детальным показом старинной мебели и
убранств; или режиссёру, с тонким вкусом управляющему железной рукой
всем этим пиршеством искусства и истории, сковывая его, буйство и
пиршество, в рамки камерной малой формы, подобно тому, как сам Вермер
умещал эпоху в маленькие холсты. Все хороши, все - профессионалы высшего
класса, все - превосходные художники и мастера своего дела.
Сама же по себе история о том, как милая девушка из разорившейся
семьи вынуждена идти в прислуги, попадает в дом великого художника,
подвергается преследованиям, а затем и неоправданной ревности со стороны
вечно беременной и потому раздражённой хозяйки дома, обнаруживает в себе
склонность к искусству и, естественно, восхищение мастером, а быть
может, и влюблённость в него, становится натурщицей Вермера во время
создания одного из главных его шедевров, после чего выгоняется на улицу
ревнивой супругой художника, который и сам не хозяин в доме богатой
тёщи, - сама по себе история эта, согласитесь, не слишком оригинальна.
Но тем не менее прописана тщательно, а потому и смотрится, не вызывая
раздражения своей банальностью. Пожалуй, во всём полтурачасовом фильме
есть лишь один маленький эротический эпизод, где авторам, то ли пошедшим
за модой, то ли не к месту припомнившим аналогичную (да не вписывающуюся
в данный контекст) сцену из "Королевы Марго" П. Шеро, откровенно изменил
вкус. Но это не более чем досадная помарка.
Во всём же прочем лента П. Уэббера дивно хороша, а для кино
исторического, для кино об искусстве, по-моему, просто образцова. Больше
того, она могла бы превосходно служить будущим живописцам,
искусствоведам, кинематографистам в качестве показательного учебного
материала, оставаясь при этом замечательным художественным текстом для
всех, кто ценит поэтический кинематограф.