Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ДЕВУШКА С ЖЕМЧУЖНОЙ СЕРЁЖКОЙ (GIRL WITH A PEARL EARRING)

драма
Продолжительность: 96
Великобритания - Люксембург 2003
Режиссер: Питер Уэббер
Продюсер: Энди Патерсон, Ананд Такер
Сценарий: Оливия Хетрид (по роману Трейси Шевалье)
В ролях: Скарлетт Йоханссон, Колин Фёрт, Том Уилкинсон, Джуди Парфитт, Киллиан Мёрфи, Эсси Дэвис, Джоанна Сканлен, Алакина Манн и др.
Музыка: Александр Деспла
Оператор: Эдуардо Серра


15.10.2004

О гениальном голландском художнике Вермере Делфтском, прожившем на свете 43 года (1632 - 1675), известно не слишком много. Зато о его эпохе мы знаем гораздо больше. В сущности, экранизация романа Трейси Шевалье, сделавшего писательницу знаменитой буквально в одночасье, в отличие от книги, повествует не столько о самом Вермере, и даже не столько о судьбе выдуманной главной героини, ставшей его натурщицей, а именно об эпохе. Разумеется, герои, и особенно героини, представлены исполнителями весьма талантливо и тонко. Быть может, лично мне они особенно понравились потому, что чуть ли не все - не знаю уж, намеренно или случайно - напоминают бергмановских звёзд: Скарлетт Йоханссон даже и чисто внешне очень похожа на молодую Лив Ульман, актриса, исполняющая роль жены Вермера, в своих центральных эпизодах заставляет вспомнить Лену Нюман в "Осенней сонате", да и сам Колин Фёрт в роли Вермера спокойствием и сдержанностью, в которых до поры скрывается взрывчатая сила, и бездонным взором напоминает молодого Макса фон Сюдова.

Однако главная особенность и особенная прелесть картины Питера Уэббера не в отменной игре актёров и не в хорошей драматургии, хотя и то, и другое несомненно, а, скорее, в кропотливейшем, тончайшем, детальнейшем воссоздании городского быта - от кипящей уличной-рыночной жизни до мрачноватого интерьера господского дома и костюмов его обитателей. Эта-то ожившая эпоха, стронувшиеся с места пейзажи, на наших глазах очищаемые кухаркой луковицы, которые вот-вот займут своё вечное место в бессмертных натюрмортах, - и захватывает зрителя, заставляя его неотрывно смотреть на экран. Почти так, как это происходит с нами в художественных музеях и картинных галереях.

Не знаю, кому отдавать пальму первенства - художникам или операторам, чьё искусство одинаково мощно и в то же время филигранно; или, может быть, монтажёрам, безошибочно точно чередующим портретные крупные планы с панорамами, робкие движения открывающей для себя искусство живописи героини с детальным показом старинной мебели и убранств; или режиссёру, с тонким вкусом управляющему железной рукой всем этим пиршеством искусства и истории, сковывая его, буйство и пиршество, в рамки камерной малой формы, подобно тому, как сам Вермер умещал эпоху в маленькие холсты. Все хороши, все - профессионалы высшего класса, все - превосходные художники и мастера своего дела.

Сама же по себе история о том, как милая девушка из разорившейся семьи вынуждена идти в прислуги, попадает в дом великого художника, подвергается преследованиям, а затем и неоправданной ревности со стороны вечно беременной и потому раздражённой хозяйки дома, обнаруживает в себе склонность к искусству и, естественно, восхищение мастером, а быть может, и влюблённость в него, становится натурщицей Вермера во время создания одного из главных его шедевров, после чего выгоняется на улицу ревнивой супругой художника, который и сам не хозяин в доме богатой тёщи, - сама по себе история эта, согласитесь, не слишком оригинальна. Но тем не менее прописана тщательно, а потому и смотрится, не вызывая раздражения своей банальностью. Пожалуй, во всём полтурачасовом фильме есть лишь один маленький эротический эпизод, где авторам, то ли пошедшим за модой, то ли не к месту припомнившим аналогичную (да не вписывающуюся в данный контекст) сцену из "Королевы Марго" П. Шеро, откровенно изменил вкус. Но это не более чем досадная помарка.

Во всём же прочем лента П. Уэббера дивно хороша, а для кино исторического, для кино об искусстве, по-моему, просто образцова. Больше того, она могла бы превосходно служить будущим живописцам, искусствоведам, кинематографистам в качестве показательного учебного материала, оставаясь при этом замечательным художественным текстом для всех, кто ценит поэтический кинематограф.

Рецензия: В. Распопин