комедия Продолжительность: 92 США 2003 Режиссер: Джим Джармуш Продюсер: Джана Висенте, Джейсон Клиот Сценарий: Джим Джармуш В ролях: Роберто Бениньи, Стивен Райт, Стив Бушеми, Джо Ли, Синку Ли, Игги Поп, Том Уэйтс, Кейт Бланшетт, Альфред Молина, Стив Куган, Билл Мюррей и др. Музыка: Оператор: Фредерик Эллис, Робби
Мюллер и др.
10.11.2004
Одиннадцать лирико-сатирических новелл, никак не связанных между
собой сюжетно, в которых разнообразные американские знаменитости пьют в
забегаловках кофе, "закусывая" его сигаретами и пытаются между собой
контактировать, являя одновременно самих себя, персонажей картины
Джармуша и современного горожанина вообще. Они именно что пытаются
общаться, так сказать, в политкорректном режиме. Но ни общения как
такового, ни тем более политкорректного общения по большому счёту у них
не получается, потому что каждый занят только собой и думает только о
себе, а если в отдельных случаях большая "звезда" предстаёт более
человечной, чем "звезда" меньшая (или даже не звезда - рядовой человек),
суть от этого не меняется: в сегодняшнем мире человек человеку -
бетонный столб, на котором даже и фонаря нет.
Новый фильм классика американского альтернативного кино Джима
Джармуша вряд ли можно отнести к поэтическому кинематографу, хотя каждая
из крохотных новеллок, его составляющих, по-своему лирична, иронична и
философична. Это скорее авторское кино, ожившие дневниковые зарисовки,
если и имеющее аналоги, то скорее всего, может быть, в позднем
творчестве Антониони ("За облаками") или - в меньшей степени - Феллини
("Интервью").
По существу картина начинается с ничего, ничем и заканчивается.
Каждая из новелл по-своему самодостаточна, хотя не каждая представляет
собой художественно совершенный и завершённый текст. Их могло бы быть
больше или меньше - суть от этого не поменялась бы, поскольку в
подтексте Джармуш имел в виду, надо полагать, неконтактность не только
как следствие общественного устройства современного перенаселённого
города, но и вообще невозможность контакта между представителями
цивилизации западного типа, вне зависимости от того, простые ли они
обыватели, или кумиры обывателей.
Блистательная работа многих и многих артистов (особенно хотелось бы
отметить Альфреда Молину и Билла Мюррея, а также музыкантов Игги Попа и
Тома Уэйтса), разоблачающий (освобождающий от красок и прочей мишуры)
великих и малых чёрно-белый кадр, почти полное отсутствие музыкального
оформления, при всей лаконичности малых историй и повествования в целом
намеренная затянутость отдельных новелл - нечего сказать, любое
высказывание будет странным, глупым, напрасным и в конечном счёте
бессмысленным - всё работает пусть и несколько однообразно, но точно,
бьёт прицельно и очень изящно выражает сверхзадачу Джармуша, которую
рецензенту, кажется, нет никакого смысла формулировать собственными
словами. Достаточно процитировать Тютчева: "Как сердцу высказать себя? /
Другому как понять тебя?.."