Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу


шлифовка бетона вертолетом цена +за м2


ВОЗВРАЩЕНИЕ К ПУШКИНУ

научно-популярный фильм
Продолжительность: 72
Россия 1999
Режиссер: Галина Иванова
Продюсер:
Сценарий: Галина Иванова
В ролях:
Музыка:
Оператор:


19.11.2004

Галина Иванова - автор известный. В нашей коллекции учебных фильмов есть её работы о Гоголе, Карамзине, Лермонтове, Жуковском. В них по большей части использованы перемонтированные под новый текст, соответствующий изменившимся требованиям постсоветской школы, старые советские научно-популярные картины. Фильм "Возвращение к Пушкину", сделанный к 200-летию со дня рождения поэта, того же характера, чем, вероятно, и объясняется странное его название. Автор возвращается к Пушкину, чтобы переосмыслить облик поэта. Конечно, ничего существенно нового в этом переосмыслении нет. Оно выполнено не без влияния исследований пушкиниста В. Непомнящего и главным образом в духе основательной биографии классика N 1, написанной Ариадной Тырковой-Вильямс в первой половине прошлого века, а у нас впервые изданной к тому же 200-летию в "молодогвардейской" серии "Жизнь замечательных людей" (развёрнутую рецензию на эту книгу вы можете прочитать на сайте: "Книжное обозрение" (http://kniga.websib.ru).

Сказанное означает, что Пушкин предстаёт перед школьниками в качестве рано остепенившегося государственника, истинного православного христианина, примерного семьянина, сочинителя ПРАВИЛЬНЫХ текстов, непременного корреспондента митрополита Филарета, заядлого путешественника по просторам родной страны, человека, лишь в ранней молодости бесившегося и грешившего, влюбившегося в жену начальника Е.М. Воронцову и - чёрт дёрнул - написавшего кощунственную "Гавриилиаду".

Что ж, всё это было. Но - увы, а скорее - к счастью - было и другое: и "донжуанский список", и "Царь Никита...", и бешенство крови, и "догадал меня чёрт родиться в России с умом и талантом", и "видал я трёх царей...", и перстенёк Александрины в кровати поэта, и журнальная война, и неприятие идущей на смену "подлой" литературы... Иначе разве сказал бы о Пушкине Аполлон Григорьев "наше всё"?

Впорос: возможно ли в одном фильме дать полную картину? Другой и, пожалуй, более важный вопрос: надо ли полную картину предлагать учащимся? А неполную, перекошенную вправо, в соответствии с переменчивыми требованиями очередных временщиков, - надо? Старшее поколение, полагаю, не забыло ещё оскомины от трёх источников и трёх составных частей, согласно коим великие и ужасные классики наши кривели влево, выступая если не пламенными революционерами, то уж бунтарями как минимум. Сегодняшние реябтишки, стало быть, будут представлять классиков правильными, как пиво, сладкими ярмарочными пряниками.

Это всё, однако, так сказать, мысли по поводу. Что же касается фильма Г. Ивановой как такового, он неплох, пожалуй, несколько длинноват - в урок не укладывается, содержит богатый изобразительный материал (прежде всего документальный - не так-то легко обычному учителю проиллюстрировать, например, поэтическую переписку Пушкина и Филарета, а здесь и тексты процитированы, и портрет митрополита представлен), дышит неподдельной любовью к родине и Пушкину, а значит, безусловно может быть использован учителями-авторами в качестве необходимых видеофрагментов, законопослушными же педагогами и целиком. (На мой взгляд, наиболее удачны те части картины, которые посвящены периоду Южной ссылки и последним годам жизни поэта.) Качество видео-и аудиозаписи высокое, так что, высказав некоторые возражения и, значит, не погрешив против совести, могу теперь смело рекомендовать кассету школьным видеотекам.

Желающие приобрести кассеты с записью фильма могут обращаться по адресу: mip@nsk.fio.ru.

Рецензия: В. Распопин