готическая мелодрама Продолжительность: 168 США - Германия - Словакия 2004 Режиссер: Кевин Коннор Продюсер: Джеймс
Уилбергер Сценарий: Марк Крюгер (по роману Мэри
Шелли) В ролях: Люк Госс, Алек Ньюмен, Жюли Дельпи, Уильям Хёрт,
Дональд Сазерленд, Жан Рошфор, Николь Льюис, Марк Джекс, Йен Макнейс,
Дэн Стивенс и др. Музыка: Роджер Беллон Оператор: Алан Казо
19.11.2004
Кинематограф отнюдь не впервые обращается к романтической и
одновременно готической истории Франкенштейна и его чудовища, в 1818 г.
придуманной в творческом соревновании с мужем, Перси Биши Шелли, и его
другом, Джорджем Байроном, двадцатилетней Мэри Шелли. (Кстати сказать,
история самого этого соревнования, имевшего место на швейцарской вилле
Диодатти, тоже не раз отображена в кино, наиболее интересно - в фильме
Кена Рассела "Готика".) Но, пожалуй, никогда раньше роман не переносили
на экран столь подробно и любовно, как сделано это в телевизионном
фильме Кевина Коннора и Марка Крюгера. Причём сказанное касается не
только бережного обращения с сюжетом книги, но - это главное! - с её
идейным содержанием.
Дело в том, что образцовый в плане готического антуража роман Мэри
Шелли - произведение прежде всего романтическое, отобразившее многие
основные философские идеи романтиков: от борьбы с безбожным
материализмом просветителей - через прославление творческой
индивидуальности человеческой личности - до восславления Люцифера как
первого богоборца, уже тем равного Богу, что дерзнул восстать против Его
тирании. Роман об учёном Викторе Франкенштейне, создавшем своего Голема
- Адама из кусков мертвой человеческой плоти и вдохнувшем в него, аки
сам Господь, жизнь посредством использования современных химических
открытий и с помощью природного электричества, на новый лад варьирует
древнегреческий миф о Прометее (недаром второе название книги -
"Современный Прометей") и одновременно является одной из первых (если не
вообще первой в европейской литературе) антиутопий.
Прометей, как, дожно быть, помнит читатель, титан, научивший в
обход Зевса и других олимпийцев, людей различным ремёслам, подаривший им
многие знания и запретный ранее огонь. Иными словами - культурный герой
и доброжелательный бог, пострадавший за своё бескорыстие: по приказу
Зевса был прикован Гефестом к кавказской скале и ежедневно терзаем
голодным орлом, выклёвывающим ему печень. Так, впрочем, если забыть, что
истинной причиной Зевесова гнева было некое тайное знание, судьбоносное
для самого отца богов и всего миропорядка, открытое Прометею и скрытое
от громовержца. И на муки бессмертный титан Прометей был обречен лишь
вплоть до того момента, когда откроет тайну Зевсу.
Если помнить этот вариант мифа, вариация М. Шелли будет легко
прочитываться. Виктор Франкенштейн, в научном и честолюбивом рвении
дерзнувший совершить деяние, доступное только истинному Творцу, создаёт
чудовище, которое разрушает жизнь (и миропорядок) своего создателя и
неустанно терзает его вплоть до кончины. (Так же, если вдуматься,
поступили с титанами и богами смертные, предав их забвению, сделав
сначала демонами, а потом персонажами детской литературы.) Естественно,
он ведь только человек, а "нам не дано предугадать"... Человек-то
человек - не Бог, конечно, но человек дерзновенный, личность.
В отличие от Франкенштейна, в погоне за чудовищем - сколь бы ни
казалось это странным - и мудреющего и в то же время развоплощающегося
(поскольку из всех чувств и страстей, присущих человеку, в нём остаётся
лишь одна - догнать и уничтожить оживший плод его кощунственного
деяния), созданный им монстр проходит обратный путь самосозидания,
воплощения в личность, несмотря на то, что на пути своём он сеет лишь
смерть и разрушение. И в конечном счёте Франкенштейн и его чудовище как
бы меняются местами: монстр обнаруживает добрую, способную на любовь и
самопожертвование душу, то есть взрослеет, вочеловечивается (и не его
вина в том, что недюжинные способности его направляются на самое
низменное из всех человеческий занятий - мщение), а учёный, наоборот,
расчеловечивается, утрачивая каплю за каплей живую душу, ведь вынужден
обратить все свои таланты на то же самое мщение. И это мщение - не
монстру (так лишь на поверхностный взгляд), это мщение - самому себе,
когда-то отдавшему предпочтение науке перед поэзией, честолюбию - перед
любовью к близким.
Ни Франкенштейн, ни его создание - совершенно романтические герои -
не нужны миру, изгои в мире, среди людей, одним из них отвергнутых,
другого - отвергающих.
Удивительное дело, в фильме К. Коннора вся эта философия, весь этот
романтизм сохранены в той же степени, что и сюжетные перипетии романа. И
трёхчасовая картина не кажется ни затянутой, ни слишком умствующей.
Жутковатые сцены гармонично чередуются с мелодраматическими,
приключенческие эпизоды с "научными" и философическими диалогами, одно
плавно перетекает в другое, всё отображается во всём, так, как это часто
бывает в книгах, но очень редко - в жанровом кино, саспенс нигде
специально не нагнетается, а зритель с интересом, напряжением и
удовольствием следит за происходящим, разыгрываемым одинаково хорошо, но
и неброско и молодыми актёрами, и такими звёздами, как Дональд
Сазерленд, Уильям Хёрт и Жан Рошфор.
Не скажу, что перед нами - кинематографический шедевр, скажу - одна
из самых добротных и тактичных экранизаций, какие я видел, отличный
фильм как для тех, кто читал книжку Мэри Шелли, так и для тех, кто
никогда, к сожалению, её не прочтёт. Во всяком случае, картину можно
смотреть и в одиночестве, и в семейном окружении - в любом случае она
вам понравится и запомнится. А в идеале, быть может, и подтолкнёт
прочесть или перечесть образцовый, одновременно готический и
философско-романтический текст, написанный совсем юной женщиной почти
два столетия тому назад и совершенно живой сегодня, ведь человек -
по-прежнему не Бог и по-прежнему желает с Ним соревноваться, пусть всё
меньше и меньше остаётся в нас, людях XXI века, высоких романтических
чувств.