Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу




БОГИНЯ: КАК Я ПОЛЮБИЛА

мистическая мелодрама
Продолжительность: 104
Россия 2004
Режиссер: Рената Литвинова
Продюсер: Елена Яцура, Сергей Мелькумов, Рената Литвинова
Сценарий: Рената Литвинова
В ролях: Рената Литвинова, Максим Суханов, Светлана Светличная, Виктор Сухоруков, Дмитрий Ульянов, Константин Мурзенко, Константин Хабенский, Елена Руфанова, Андрей Краско и др.
Музыка: Игорь Вдовин, Ник Кейв, Земфира Рамазанова
Оператор: Владислав Опельянц


19.11.2004

За мной, читатель! Я поведу тебя в поэтический кинематограф Богини. Но ты не бойся - там всё просто и лица все знакомые, как на новогодней тусовке ОРТ. Если тебе под сорок, вспомни спящую Веру Павловну из непременной к прочтению в школьные годы растрёпанной нетленки Чернышевского. Представил? Теперь представь себе Нину Петровскую (она ж - Рената из брюсовского "Огненного ангела") - героиню очерка Владислава Ходасевича для дополнительного чтения современного гимназиста - и посади её в захолустную милицию, в качестве спящей с вечного похмелья и, натурально, видящей кошмар Насти Каменской. Теперь хорошенько обваляй в муке представленное и с чрезвычайной осторожностью, чтоб не развалилась, положи готовую сомнамбулу на противень, на самый слабый огонь.

Не забудь про гарнир. К запечённой сомнамбуле лучше всего подойдёт винегрет из триллеров в духе поздней Киры Муратовой (отказавшейся сниматься в этом обеде нагишом, как и Нонна Мордюкова) и Дэвида Линча, под соусом a-la Жан Кокто и Луис Бунюэль, для аромата спрысни кашицу подтухшим совком (ну что-нибудь такое из картин с участием немолодой Орловой), добавь тоскливых шьямалановских ёлок-палок и невразумительных диалогов, типа: "Ты кто?" - "Я - мама!" - "А я тогда кто?" - "Ты - ..." - "Ах, дура я, дура!" - "Ну тогда пойдём выпьем водки" - "А как же любовь?" и т.п.

Кушать, в общем-то, подано. Но, дорогой мой, помни, ежели ты станешь употреблять всё это в сколько-нибудь сносных условиях, к примеру, в мягком кресле перед цветным широкоэкранным "Панасоником", никакого удовольствия не получишь. Для кайфа надобно найти советскую пельменную под названием "Лепесток" - забегаловку с отродясь немытыми полами, покрытым копотью потолком, осклизлыми стенами и жирной оловянной посудой, благоухающую букетом из пригоревших щей на кухне, а также провонявших рыбой, кислым пивом и потом спецовок ханыг-работяг, что заправляются бок о бок с вами, разливая под столом третью поллитру. Только тогда, только тогда ты вкусишь настоящее блаженство!

Кушай, однако, неторопливо, разглядывая невесть откуда появившиеся на облезлых стенах "Лепестка" картинки из вражеского журнала "Вог", приглядываясь к лицам обрюзглых соседок, прислушиваясь к их незатейливым разговорам о бабьей доле. Право, не торопись, на службу успеешь, тем более что она, служба, как известно, и опасна, и трудна: один наш простой хороший человек у соседей болонку задавил, а они у него за то дочурку-первоклассницу украли, собираясь то ли заспиртовать её в ванне, то ли чучело из неё сделать, а потом, наоборот, решили только притопить слегка - и, перед тем как совершить групповое харакири, отписали ей всё своё имущество: ежели, мол, выживет, то и получит. А знай наших! Тех, которые супу поели - и двинули немца из небытия вытаскивать.

Да ЧТО там болонка с девчонкой, тут наши опера профессора небритого взяли - псих и наркоман оказался, а ещё лысый! Тот им: да я так, погулять вышел, первый раз в жизни в метро спустился, я ж, блин, профессор, это самое, жена у меня померла, зовёт каждую ночь, давай, мол, Мишка, ко мне, в сказочный лес... ДА ЧТО там профессор лысый, тут Колян каженный день пристаёт, чтобы полюбила, а мне этот Колян, типа того, ну не то, чтобы совсем уж противен, а так - я к маме покойной хочу, в шьямалановский лес с мухоморами. Кстати вот, о мухоморах. Витя Пелевин, дай ему Бог крепкого кайфа, шибко про них написал. Читали? Нет? А вот мама моя читала, несмотря что давно покойница. Скажи, мам!

Да ЧТО там Витя с мухоморами, тут вон Костя Хабенский заложницу взял - с бодуна, что ль, был или в сумраке лишку пересидел, тётку толстую-разнесчастную, страшилище какое, господи прости, да ещё с ножиком столовым в груди, но живая, SOS-у кричит, бедолага... ну вот, пока я, закрыв глаза, чтоб кровь в них не брызнула, ножик из неё вытаскивала, Костя взял и из окошка выкинулся, прямо как в фильме у братьев Коэнов... И полетел, полетел, ну, типа того, весь в движении...

Костя, значится, полетел, а я к профессору пошла, он зеркала старинные собирает, грит, в них, когда они не подделки попадаются, жену-покойницу видит, разговаривает с ней, маму мою, грит, тоже видел, отчего-то голую, белую всю, рахитичную прям, вот оно что старость-то с людьми делает, а может, и не старость это, а за грех она ответ держит, зря, что ль, кричала-то на весь мир, не виноватая, мол, я - он сам пришёл... красивая была женщина, типа, это самое, как я прям...

Ну, пошла и пошла, мусор из херцоговского "Носферату" огибая. Пришла, типа, и говорю. Или не говорю? Да чего говорить-то и с кем? Профессор уже в отключке, а Ка моё, что из зеркала выпрыгнуло, вообще, хоть красивое, как и я, разговаривать не умеет. Ну я его, это самое, за шмотками отправила, пусть развлекается - мне-то некогда всё: то Колян с коньяком, то сосед с косяком, то усну в ванне и на маму в мухоморах смотрю.

Я вообще-то, как Любовь Орлова, нет, как Марлен Дитрих (только я покрасивше буду), песни петь люблю, наши, современные, простые, типа "Фаина, фай-на-на, фай-на-на". Про любовь. Люблю, когда хором поют. Выпьют в "Лепестке" и поют. А и то правда: никого не люблю, а петь люблю. Про любовь... любовь... любовь... любовь...

Вообрази, читатель, что ты - склонная к суициду неказистая восьмиклассница, позавчера перебравшая, вчера обкурившаяся, сегодня... н-да...

Вообрази, в общем, - и ты увидишь в этом третьесортном бедламе, в третичном бреду этом "абсолютно "авторский" фильм, в котором... в отчетливой индивидуальности "Богини" видна сила Литвиновой-режиссера". Вообрази, говорю, и ты поймёшь, что это правда: "Ренатой Литвиновой невозможно не восхищаться. Она - самопровозглашенная наследница див прошлого века, сама себя придумавшая "Богиня"" (Utro.ru). И, таким образом, узнаешь наконец, что такое подлинный авторский и поэтический кинематограф. Это, типа того, песня (не зря Гейне называл её, не Литвинову - песню, критерием самобытности художника), это самое, эстрадная песня, нынешняя, вся состоящая из одного аккорда и одной фразы. Но подлинный гений, истинная Богиня и здесь совершила переворот, доведя аккорд до ноты, а фразу до одного глагола, выдав в финале того, как она полюбила, пятидесятикратный повтор. Чтоб, значит, ты понял, зритель, чтоб, типа того, не усомнился: она - какое счастье! - сама себя тебе провозгласила, а ты теперь хавай.

Рецензия: В. Распопин