Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ЛЕДИ ИЗ ШАНХАЯ (THE LADY FROM SHANGHAI)

триллер
Продолжительность: 88
США 1947
Режиссер: Орсон Уэллс
Продюсер: Орсон Уэллс
Сценарий: Орсон Уэллс (по роману Шервуда Кинга)
В ролях: Орсон Уэллс, Рита Хейворт, Эверетт Слоан, Гленн Андерс, Тед де Корсиа, Эрскин Сэндфорд и др.
Музыка: Дорис Фишер, Аллан Робертс, Хайнц Рёмхельд
Оператор: Чарлз Лоутон-мл


21.12.2004

В 1948 г. лента провалилась в прокате, а сегодня признаётся одним из лучших фильмов Уэллса. По-моему же, этой картине до лучших работ режиссёра ("Гражданин Кейн", "Процесс", "Отелло", "Фальстаф") далеко, а в прокате она провалилась из-за того же, из-за чего и нынче смотреть её станут лишь завзятые киноманы. Дело в том, что Уэллсу-художнику очень мешает Уэллс-публицист. Его герой (а главные роли в своих фильмах Орсон Уэллс неизменно исполнял сам) произносит длиннющие монологи о том, как нехорошо быть богатым, нечестным, жадным и т.п. банальности, к тому же резко конфронтирующие с американской ментальностью.

Если же отбросить за скобки публицистику вкупе с любованием в данном случае совершенно статичной голливудской красоткой Хейворт (с которой режиссёр как раз разводился в ходе постановки картины) и детективную (а скорее - криминальную, потому что никакой загадки, во всяком случае, для сегодняшнего зрителя здесь нет) составляющую, от картины останется несколько отличных панорам и крупных планов и два потрясающих драматической и кинематографической изощрённостью эпизода, по существу и позволяющих отнести ленту в разряд мировой киноклассики. О них, однако, чуть ниже.

Сюжет этой криминальной драмы таков. Возвратившийся из Европы молодой матрос, принимавший участие в борьбе с франкистами, слоняясь по набережной без дела и денег, встречает красивую жену одного из сильных (несмотря на инвалидность) мира сего, продажного адвоката. Влюбившись в неё, матрос - не без тайной помощи самого адвоката и его криминального окружения, вынашивающих в отношении героя коварные замыслы, - нанимается на яхту крючкотвора, после чего и попадает в заранее расставленные силки эроса и жадности коварной семейки. Подставленный и обвинённый в убийстве, коего сей правдолюбец, естественно, не совершал, он бежит прямо из зала суда и, опять же никого не убивая собственноручно, отправляет тем не менее на тот свет своих преследователей. Оставшись на свободе, но в то же время и у разбитого корыта, парень произносит несколько душеспасительных фраз, из коих можно заключить, что мировоззрение его после пережитого изменилось и отныне он пойдёт другим путём.

Как я уже сказал выше, сегодня от фильма остаются актуальными два эпизода, зато каких! В первом во всю мощь проявились таланты Уэллса-драматурга и Уэллса-руководителя актёрского коллектива. Примерно 15-минутная сцена (из которой, совершенно очевидно, выросли центральные эпизоды многих позднейших картин, а то и целые фильмы) по обилию психологических перемен и мимической амплитуды казавшихся до того статичными актёров - наипоразительнейший пример театра в кинематографе. А второй (он же финальный) эпизод фильма - это уже сам Его Величество Кинематограф. Эпизод завершает погоню за главным героем и представляет окончательное разбирательство между правым и виновными. Действующих лиц трое: матрос, адвокат и его жена. Супружеская пара держит друг друга и героя под дулами пистолетов в зеркальной комнате. Таким образом, отражаясь в зеркалах и - читай - друг в друге, виновных становится уже не двое, а множество - все власть имущие, вся Америка, весь неправый мир. Гонясь за героем, но угрожая друг другу, эти мерзавцы палят в свои отражения до тех пор, пока их выстрелы не достигают истинной (по автору) цели.

Конечно, гениальный этот эпизод есть не что иное, как автоцитата из "Гражданина Кейна", в свою очередь цитировавшего (пусть и не впрямую) Чаплина, но, служа своего рода философско-зрелищной развязкой детектива, он смотрится и сегодня как художественное откровение и (вкупе с эпизодом в суде) оправдывает всю картину в целом. Тем более если учесть, сколько раз этот эпизод с зеркалами в той или иной форме будет повторён, процитирован, представлен неофитам как оригинальная режиссёрская находка очередного голливудского суперстара (воистину, всё новое есть хорошо забытое старое!). Думаю, достаточно напомнить лишь "Полицейского из Беверли-Хилл".

Лента "Леди из Шанхая" снята в 1947 году, через семь лет после "Гражданина Кейна" и за три года до того, как Жан Кокто снял своего бессмертного "Орфея". Согласитесь, беспримерное по количеству гениальных зеркал десятилетие!

Рецензия: В. Распопин