Комедия Продолжительность: 93 СССР 1977 Режиссер: В. Мельников Продюсер: Сценарий: В. Мельников (по пьесе Н.В. Гоголя) В ролях: С. Крючкова, А. Петренко, О. Борисов, В. Стржельчик, Б. Брондуков, Е. Леонов, В. Талызина, М. Булгакова Музыка: О. Каравайчук Оператор: Ю. Векслер
25.07.2002
Экранизация гоголевской пьесы осуществлена на 'Ленфильме' в 1977 г. Динамичный, контрастный по видеоряду (унылый, зощенковский какой-то вид задворок зимнего Петрбурга) и звукоряду (надсадный, но упорно поскрипывающий клавесин) фильм с участием крупнейших отечественных актеров. Вероятно, почти идеальная лента. 'Почти' - потому что гоголевская пьеса все равно лучше, полнозвучнее, смешнее и трагичнее.
Впрочем, это не новость: при экранизации классику нельзя не сокращать, поскольку кинозритель редко может выдержать более чем двухчасовое бдение у экрана, нельзя не изменять, потому что ставить ее в тысячный раз просто так, не имея 'камня за пазухой', то есть некой своей задачи перечитывания общеизвестного, бессмысленно, а все эти вариации приводят обычно к ухудшению гениального текста, ибо великие кинорежиссеры предпочитают сочинять для собственных фильмов собственные же оригинальные сценарии, а невеликие постановщики 'соцсоревнование' с классиками неизбежно проигрывают. Виталий Мельников - режиссер не великий, даже не выдающийся, потому и фильм снял хороший, но не классический. Но, согласитесь, снять Гоголя хорошо - уже большая удача. Тем более, что никакой особой сверхзадачи у Мельникова, похоже, не было: надо поставить классику - поставил.
Не хорошей же эта картина просто не могла быть, ведь Кочкарев - Борисов и Подколесин - Петренко... - эта пара посильнее будет, чем Де Ниро - Ал Пачино. Как-никак ведущие актеры крупнейших русских театров! А во втором-то ряду еще такие звезды, как Леонов, Стржельчик, Булгакова... Словом, чисто актерский фильм, фильм, который можно пересматривать не один раз, вновь и вновь наслаждаясь великой игрой и сокрушаясь о том, что иных - и сколь многих!.. - уж нет.
Ну а что ж сама пьеса? Все ли читали ее, - не 'Ревизор', чай, не школьная программа?.. Что она собой представляет?
В сущности, 'Женитьба' - это водевиль без песен и танцев, грустный водевиль, гоголевская трагикомедия. Перезрелая купеческая дочка, не шибко богатая, но и не бедная перезрелая сирота желает выйти замуж. В те времена для этой цели использовали профессиональных сводниц - свах. Шустрая бабенка подыскивает для девицы четырех женихов - что называется, один другого хлеще, причем трое из них жениться желают. Четвертый же - он бы, вроде и не прочь, да все как-то знаете... Закадычный дружок четвертого, этакий вертлявый бонвиван тоже уж в летах, не жалующий сваху, потому как именно она женила его самого, ограничив тем самым 'свободный полет фантазии' резвого господинчика, задается целью друга своего немедленно женить, поскольку, дескать, утрет тем самым нос явно не справляющейся с этой задачей свахе, а еще потому... А черт его знает почему! Ну загорелся русский человек, гоголевский тип, вспыхнул, как факел, великой идеей.
И действительно сворачивает горы! Отпугивает прочих женихов, стаскивает лежебоку-холостяка с дивана, передает ему часть собственного пыла, убеждает, уговаривает, ругает, улещивает, даже от его имени сам признается в любви невесте, соединяет руки, благословляет иконой, устраивает карету, церковь, свадебный обед... И лишь на несколько минут оставляет жениха одного, чтоб проверить, все ли в порядке. Жених же, ожидая прихорашивающуюся невесту и убеждая самого себя, что уж все, что уж невозможно ни от чего отказаться, как бы на автопилоте вылезает в окно - и давай Бог ноги.
Пустячок, конечно, в сравнении с 'Ревизором'. Однако есть в этом пустячке, происшедшем, кстати говоря, целиком и полностью из разглагольствований Панурга (персонаж романа французского писателя XVI века Ф. Рабле 'Гаргантюа и Пантагрюэль') на тему 'Жениться или не жениться?', проходящих рефреном почти через всю книгу, есть, говорю, в этом пустячке нечто, породившее многие и многие продолжения, например, хоть ту же набоковскую 'Защиту Лужина'. Да ведь и Обломов Гончарова - чем не Подколесин?
Есть, значит, здесь русская жизнь, русский характер, тип, гоголевская 'морда', есть. Потому и перечитываем заново, даже в бурную эпоху сексуальной революции, когда - какие уж там свахи! А барышни перезрелые - вот они, к тому же и дочки новых купцов... Н-да, братец ты мой, задача: жениться или как-то оно того, не этого, вроде... Черт его, в самом деле, знает!