Историческая драма Продолжительность: 93 Франция 2000 Режиссер: Б. Жако Продюсер: К. Лапюже Сценарий: Ж. Фиеске В ролях: Д. Отёй, М. Деникур, Ж. Балибар, Г. Колен, И. Деско Музыка: Оператор: Б. дель Ом
25.07.2002
Французская революция, разгар террора. Маркиза де Сада в числе нескольких десятков других аристократов переводят из тюрьмы в закрытую лечебницу, откуда путь практически один - на гильотину. Впрочем, им всем повезет: раньше на гильотину взойдет идеолог террора, Робеспьер, а пациенты-узники переживут сумасшедшее время и покинут привилегированную тюрьму свободными людьми. Но эта жизнь в ожидании казни...
О ней и фильм, состоящий как бы из двух переплетающихся новелл: в первой речь о самом писателе, во второй - история борьбы за его жизнь, которую ведет молодая красивая женщина, некогда служанка маркиза, затем его жена и мать его сына, ныне - наложница молодого революционера, помощника Робеспьера.
В этой ленте удивительно мало говорится о сексуальных извращениях, - она посвящена извращениям социальным. Сам маркиз (в исполнении Даниеля Отёя - обаятельнейший умница) со своим болезненным восприятием половых отношений - невинный агнец в сравнении с тем, что творят революционеры - истинные насильники и садисты. Идеология постаревшего и потрепанного де Сада в этом перевернутом с ног на голову мире оказывается вполне гуманной и поистине облегчает существование тем, кто окружает писателя. Его не могут не уважать, даже боясь за дочерей. Впрочем, что ж бояться за чистоту и невинность, если уже завтра дети будут изнасилованы и обезглавлены?..
В этой ленте почти ничего не говорится и о де Саде - писателе. Здесь он просто человек, пожилой и умудренный, а самое главное - способный любить и порождать любовь в других. И - по Библии - любовь оказывается сильнее смерти. Такова она и есть на самом деле, любовь человеческая, душевная, которую, как это ни странно, в годы террора способен нести людям только извращенец, чье имя стало синонимом и названием нечеловеческой похоти.
Превосходные актрисы, блистательный Отёй, неожиданная по содержанию драматургия... Достойный фильм, однако, несмотря на то, что за последние годы это уже третья киноверсия жития де Сада, думается, что ни биография, ни идеология, ни сама эта необычная личность до конца еще не рассказаны. Будем ждать продолжения...