Исторический киноэпос Продолжительность: 194 СССР 1937 - 1938 Режиссер: В. Петров Продюсер: Сценарий: А.Н. Толстой, В. Петров, Н. Лещенко В ролях: Н. Симонов, М. Жаров, Н. Черкасов, А. Тарасова, М. Тарханов, Н. Зарубина, В. Добровольский, Н. Рошефор Музыка: В. Щербачев Оператор: В. Горданов, В. Яковлев
25.07.2002
От Нарвы до Полтавы - примерно таков охват исторических событий, лежащих в основе этой киноэпопеи. Как и эйзенштейновские шедевры 'Иван Грозный' и 'Александр Невский', патриотическая сага Владимира Петрова и Алексея Толстого снята по заказу государства, читай - Сталина в преддверии Великой Отечественной. Другая цель его создателей столь же очевидна - оправдать все и любые поступки тирана, дать его ретушированный парадный портрет.
Все это проделано с блеском и поистине византийским размахом: масса дорогостоящих батальных сцен, великолепные, нет, великие актеры, чрезмерный метраж, уравновешиваемый мастерской драматургией и блистательным искусством монтажа, панорамы и массовки, мгновенно чередующиеся с крупными планами, простецкий, почти солдатский юмор, личная драма государя, потрясающее противостояние Петра и Алексея - ничто не забыто и не упущено, даже и трагическое положение крепостных, и казацкая вольница...
'Петр Первый' - разумеется, истинный шедевр. Он захватывает зрителя с первых минут, держит в неослабном напряжении и покоряет даже сегодня, спустя шесть с половиной десятилетий после его создания. Огромна заслуга в этом Алексея Толстого, хотя лента снята вовсе не по его роману. Романист создал оригинальный сценарий, и, можно сказать, образцовый.
Великий ленинградский трагик Николай Симонов сыграл в 'Петре...', безусловно, свою главную роль, Михаил Жаров выступил здесь во всем блеске своего обаяния и юмора, а Николай Черкасов просто потрясает диапазоном своего дарования: после главных ролей в 'Александре Невском', где он - спаситель Отечества и герой идеальный, и 'Иване Грозном', где он одновременно гений и сатана ('гений и злодейство - две вещи несовместные'?..), в 'Петре...' актер играет, как бы это помягче выразиться, слабовольную змею: высоченный, тонкий, извивающийся, захлебывающийся истерическими и лживыми рыданиями...
Словом, великий фильм. Но не абсолютный. Это, так сказать, легенда о великом государе. Правда была иной, куда более величественной и одновременно страшной. И противостояние царя и наследника было тоже совсем иным. И сам Петр - гений и злодей одновременно, больной и бесноватый титан. Но это, впрочем, совсем другая история, не та, которую рассказали создатели фильма. А фильм - что ж, фильм надо смотреть и пересматривать - как образец великого искусства 'великой эпохи', по слову Эдуарда Лимонова. Только вот я тоже ее помню, эту 'великую эпоху', и мне ближе трактовка Солженицына... А фильм - великий, несмотря ни на что!..
Примечание. Кассета с записью фильма имеется в фонде гимназической библиотеки.