Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ. ЧАСТЬ 1. БРАТСТВО КОЛЬЦА

Экранизация героической саги Дж.Р.Р. Толкиена
Продолжительность: 178
Новая Зеландия - США 2001
Режиссер: П. Джексон
Продюсер: Б. Осборн, П. Джексон, Ф. Уолш
Сценарий: Ф. Уолш, Ф. Бойенс, П. Джексон
В ролях: Э. Вуд, Й. Маккеллен, Б. Мортенсен, Ш. Остин, Л. Тайлер, К. Бланшетт, Дж. Рис-Дэвис
Музыка: Г. Шор
Оператор: Э. Лесни


25.07.2002

Профессор Толкиен заявлял, что его книгу экранизировать невозможно. Питер Джексон, тем не менее, решил попробовать. Перед ним, помимо технических, стояло множество драматургических задач. Во-первых, совершенно ясно, что великая книга, столь любимая многими, столь же многими прочитывается и усваивается совершенно различно. Во-вторых, сага слишком велика, чтобы ее можно было драматизировать без потерь. В-третьих, 'Властелин колец' - роман не просто сказочный и приключенческий, - это дело всей жизни крупного филолога, лингвиста, мыслителя, христианина и художника. Следовательно Джексону и его команде предстояло: а) либо пойти по пути поиска удовлетворяющего большинство зрителей фотографического узнавания персонажей книги, либо пожертвовать им ради собственного вИдения - и, быть может, лишиться тем самым поддержки большой части аудитории; б) сильно сократить содержательную часть романа, поскольку он предпринимал попытку сделать кинофильм, а не телесериал; в) попытаться при сокращении не выхолостить сагу до обычного высокобюджетного голливудского боевика.

Первая часть киносаги вышла продолжительностью почти в три часа - без линии Тома Бомбадила и приключений Фродо в могильнике. Утрачены и некоторые другие важные для романа эпизоды, однако в целом предпринята попытка сохранить его дух. Иные сцены сделаны вообще выше всяких похвал, особенно финал фильма - смерть Боромира. С технической стороны лента безупречна, особенно изумительны новозеландские ландшафты и роскошные брандуинские и морийские макеты. Разумеется, замечательны и все боевые сцены. К чести создателей картины, их не чрезмерно много, и баланс между приключениями и великой драмой 'заката цивилизации' в преддверии конечной битвы добра и зла сохранен. Есть и некая поэтичность, присущая толкиеновскому шедевру.

Наиболее существенным недостатком представляется изобилие монстров и зверских рож. Книга не об этом, она - об извечном противостоянии добра и зла. Зло же, как известно, многолико, и гораздо чаще прячется под вполне благопристойными физиономиями, нежели 'пужает' инфернальными гримасами. Тем-то, собственно говоря, оно и страшно.

Об актерских работах говорить пока достаточно сложно. П. Джексон пошел-таки по пути портретной узнаваемости, еще и подчеркивая ее частыми крупными и сверхкрупными планами, постоянным использованием рапида и тому подобных киношных эффектов. Актеры, однако, на крупный план 'не тянут'. Плачущий Фродо, озабоченный Гэндальф, глуповатый Сэм... ну зверские еще орки... Лишь Боромир действительно живой. Лишь его предательство и последующее искупление вины ценой собственной жизни сыграно, что называется, по большому счету.

Однако не будем торопиться давать фильму П. Джексона однозначную оценку, поскольку мы посмотрели лишь первую часть саги. Подождем появления продолжения и окончания, а затем обязательно вернемся к его обсуждению. В заключение же выскажем следующее соображение: как экранизация толкиеновского шедевра лента П. Джексона кажется весьма удачной, как самостоятельный кинематографический текст - это открытый вопрос еще на два-три года. Поживем - посмотрим.

Рецензия: Виктор Распопин