Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





МЕРТВЫЙ СЕЗОН

Детективная драма
Продолжительность: 114
СССР 1968
Режиссер: С. Кулиш
Продюсер:
Сценарий: В. Владимиров, А. Шлепянов
В ролях: Д. Банионис, Р. Быков, С. Курилов, Б. Фрейндлих, Ю. Ярвет
Музыка: А. Волконский
Оператор: А. Чечулин


25.07.2002

Один из лучших, наряду с 'Семнадцатью мгновениями весны' и 'Ошибкой резидента', советских фильмов 'про шпионов'.

Здесь благородные сотрудники разведки и КГБ отыскивают в Западной Германии и обезвреживают нацистского ученого, занимающегося разработкой биологического оружия, которое, в полном согласии с доведенными до логического безумия идеями Ницше о сверхчеловеке, позволит изменить генетический код человечества с тем, чтобы элитная каста чувствовала себя в полной безопасности, а каста рабов была счастлива просто так - потому что солнышко с утра встало и травка зеленеет. Дело происходит в начале или середине 60-х, то есть еще до 'пражской весны', и импозантный резидент советской разведки Ладейников в исполнении Донатаса Баниониса, действительно, выглядит достойным конкурентом Джеймса Бонда, о похождениях которого мы в те годы, правда, только слышали, но своими глазами не видели. Волею судьбы (точнее сценаристов) напарником Ладейникова может стать и становится, несмотря на свое активное нежелание, темпераментный актер московского ТЮЗа, исполняющий роль Робинзона Крузо и подрабатывающий по праздникам Дедом Морозом (Ролан Быков). Причина - в том, что он единственный дееспособный свидетель, знающий чудовище в белом халате в лицо.

Драма, собственно, в том, что ради спасения непрофессионала профессионал, да еще какой - резидент разведки! - должен подставиться спецслужбам (конечно, после выполнения миссии, то есть после изъятия у бывшего нациста портфеля с документами научных разработок и физического уничтожения самого ученого). Портфель и актер, действительно, благополучно переправляются в Восточную Германию, а Ладейников отправляется на четверть века за решетку. В эпилоге фильма его обменивают на западного шпиона, 'завалившегося' у нас, - и эта сцена обмена, несмотря на то, что фильм снят более тридцати лет назад, остается и сегодня абсолютно достоверной психологически и входит во все киноэнциклопедии.

Все остальное - крепкий, высокопрофессиональный патриотический шпионский детектив, смотреть который - одно удовольствие, если, конечно, закрыть глаза на очевидную заидеологизированность и некую совковую сладковатость: это КГБ-то у нас было такое интеллигентное, доброжелательное к собственному населению и за границей если кого убирало - так только нацистских преступников!.. Впрочем, нынешние спецслужбы вряд ли лучше прежних, да и где вообще они гуманны?

Примечание. Кассета с записью фильма имеется в фонде гимназической библиотеки.

Рецензия: Виктор Распопин