Комедия Продолжительность: 130 США 1994 Режиссер: Р. Доннер Продюсер: Б. Деви, Р. Доннер Сценарий: У. Голдман В ролях: М. Гибсон, Дж. Фостер, Дж. Гарднер, Дж. Коберн, А. Молина, Г. Грин Музыка: Р. Ньюман Оператор: В. Жигмонд
25.07.2002
Новая классика Голливуда. Во всех смыслах замечательный и, конечно, всеми любителями кино многажды виденный, а потому и не требующий ни рекламы, ни пересказа, фильм, легкий, веселый, озорной, ненавязчиво пародийный, нескучный, несмотря на более чем двухчасовую продолжительность, отыгранный Гибсоном, Фостер и Коберном, как говорится, 'на ура', сочно снятый и с одинаковым удовольствием пересматривающийся во второй и третий раз. А может, и в четвертый, - не знаю, я смотрел в третий.
Это обстоятельство позволило мне уже не отвлекаться на сюжетные перипетии и приключения суперобаятельного суперафериста, не любоваться пейзажами 'индейской' Америки, не восторгаться актерами (по крайней мере, не отдаваться этому занятию целиком), а с восхищением наблюдать, как мастерски Ричард Доннер тасует вековую колоду голливудского кино.
Делает же он это замечательно вкусно, профессионально смешивая и разъединяя жанры: вестерн, боевик, кино про аферистов, приключенческое кино, мюзикл (из тех, где влюбленные вечно ссорятся), наконец комедию. Соответственно калейдоскопически быстро мелькают бесчисленные отсылки то к Джону Форду, то к Серджо Леоне, то к похождениям Ньюмана и Редфорда (в 'Афере'), а то косяком вдруг пойдут автоцитаты из 'Смертельного оружия', а то вновь - в хохмах эпизода с индейским вождем - авторы, сгибаясь от хохота, аллюром прогоняют перед нами 'всю королевскую рать' виннету-чингачгуков вплоть до 'Кукушкиного гнезда' М. Формана.
Постмодерн? Да что вы, Господь с вами, нет, конечно! Просто высший пилотаж массового зрелища, такой его уровень, когда автору позволено все и все удается, хотя и сюжет, вроде бы, примитивен - взят то ли из комиксов, то ли из телемыльной оперы, и каждый его поворот повторён в тысячный раз и давно в зубах навяз, и развязка вполне ожидаема, хоть и непредсказуема.
Вот этот, последний, парадокс, в сущности, и определяет суть картины. Она сделана очень талантливыми людьми, сделана как бы играючи, хотя, может быть, и стоила своим создателям немалого пота. Но его не видно, виден талант. А что такое талант - как не самый настоящий яркий парадокс в сероватой, в целом-то, человеческой популяции.