Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ВЕЧЕРНИЕ ПОСЕТИТЕЛИ

Мистико-мелодраматическая притча о любви
Продолжительность: 115
Франция 1942
Режиссер: Марсель Карне
Продюсер: А. Польве
Сценарий: Жак Превер, Пьер Лярош
В ролях: А. Кюни, Арлетти, М. Деа, Ф. Леду, Р. Баен, Г. Габрио, М. Эррао, Ж. Берри
Музыка: М. Керье
Оператор: Рене Юбер


25.07.2002

Марсель Карне - безусловный классик мирового кино, а 'Вечерние посетители' - безусловно классическая лента в жанрах мистики и мелодрамы.

Сюжет ее сводится к следующему: на исходе XV века, то есть в самый разгар французского Ренессанса, в замок богатого вдовца наезжают два менестреля, Жиль и Доминик. По тем временам скучающие сеньоры радовались любым гостям, а уж менестрелям и подавно. У самых ворот замка гости сталкиваются с типичным проявлением социального неравенства: у пожилого циркача ради забавы застрелили прирученного медведя, по-видимости, составлявшего его единственное достояние. Старший из менестрелей, пожалев циркача, оживляет его мохнатого друга - и зрителям становится ясно: бродячие поэты - посланцы высших сил. На самом деле они - посланники дьявола. В полном соответствии с гетевской сентенцией ('Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо') и булгаковскими вариациями на ту же тему эти господа и ведут себя в замке. Мужчина-менестрель Жиль влюбляет в себя просватанную дочь хозяина, женщина-менестрель Доминик применяет свои чары к ее жениху, заносчивому барону, и параллельно к отцу героини. Оба гостя мгновенно добиваются успеха, устроив сцену временного застывания всех гостей там, где оно их застало. Пользуясь этим, подручные дьявола ведут своих визави на пленэр, где и влюбляют их в себя в сказочном великолепии ренессансного паркового ансамбля. Эта сцена, лишь слегка видоизмененная, спустя несколько лет будет полностью повторена Надеждой Кошеверовой в не менее класической 'Золушке'.

Далее жених дочери хозяина замка сходится со своим предполагавшимся тестем в смертельном поединке за Доминик, Жиль же... сам не на шутку влюбляется в дочку хозяина. Озабоченный сим происшествием со своим слугой, в замок является дьявол, слегка пакостит там, заставляя заносчивого жениха погибнуть от меча хозяина дома, а самого его отправляя в никуда вослед за юбкой Доминик, и, в свою очередь, сам влюбляется в очаровательную и - главное - высоконравственную героиню. Однако все его старания разбить любовь своего подручного и милой девушки оказываются тщетными. И дьяволу остается лишь одно: кусая с досады ногти, превратить непокорных влюбленных в каменные статуи - дивные ренессансные памятники любви, красоте и верности.

Отметив качественную, точную, сдержанную драматургию выдающегося французского поэта первой половины ХХ в. Жака Превера и Пьера Ляроша, отличную камеру Р. Юбера, мастерски играющую светом и тенями, обращусь к тому, что кажется мне наиболее значительным в этой ленте - бытописанию. Пожалуй, нигде больше в кино не представлена столь дотошно эпоха Возрождения: ее костюмы, ритуалы, танцы, интерьеры и прочее. Если вы хотите увидеть, как обедали французские сеньоры, какие одеяния и какую обувь они носили, какие песни и мелодии слушали, какие полы и потолки, окна и кровати, мосты и гобелены были в их замках - посмотрите фильм Марселя Карне. Точность, добросовестность и любовное знание, с какими он сделан, достойны называться энциклопедическими, как сама картина достойна почетного места на полке классики, каковое, впрочем, она и занимает.

И последнее. Демонстрация старого европейского кино на экранах нашего ТВ - редкость, если не считать, конечно, голливудских, французских и итальянских боевиков и мелодрам 60-х не самого лучшего качества. Тем радостнее для кинолюбов эта акция ОРТ, не побоявшегося отдать два часа прайм-тайма в праздничный вечер для показа практически уже никому, кроме специалистов, сегодня не известной притчи 40-х годов, к тому не загрязненного бегущей строкой и всего лишь трижды прерывавшегося короткими рекламными блоками.

Почаще бы так!..

Рецензия: Виктор Распопин