Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ПЕРЛ-ХАРБОР

Историческая мелодрама
Продолжительность: 180
США 2001
Режиссер: М. Бэй
Продюсер: Дж. Брукхаймер
Сценарий: Р. Уоллес
В ролях: Б. Аффлек, Дж. Хартнетт, К. Бейкинсейл, К. Гудинг-мл., Т. Сайзлар, Дж. Войт, Мако, А. Болдуин
Музыка: Х. Зиммер
Оператор: Дж. Шварцман


25.07.2002

1. Этот трехчасовой монстр с полной справедливостью мог бы называться 'Титаник-2', поскольку жанрово практически повторяет соединение элементов мелодрамы, фильма-катастрофы и трагедии. В основе же в обоих случаях прежде всего мелодрама. Иным видением, вероятно, голливудские продюсеры просто не обладают.

Сюжет сводится как обычно к борьбе хорошего с лучшим. Дело происходит в Перл-Харборе, на Гавайях, где располагается военная база США. Пилот-ас крепко дружит с молодым летчиком и обучает его профессиональному мастерству. Проходя медкомиссию, он влюбляется в хорошенькую медичку. Их роман прерывается Второй мировой, и американец уезжает воевать с немцами в британском небе. В первом же бою его подбитый самолет падает в море, и в Штаты приходит извещение о гибели летчика. Его ученик в свою очередь влюбляется в изо всех сил ждущую погибшего девушку и в конце-концов добивается успеха. Тем временем ас, спасенный французскими рыбаками, возвращается домой. Его подруга беременна от его друга.

Японцы громят Пёрл-Харбор, практически стирая базу с лица земли. Лишь два американских самолета дают отпор агрессорам. Их пилотируют, естественно, друзья-соперники. Общая жена летчиков в это время безуспешно пытается спасти хоть кого-нибудь из раненых. Далее президент Рузвельт вместе со спецами из ВМФ замысливает дерзкую операцию по бомбежке Токио. Осуществлять ее предстоит в числе прочих смельчаков нашим героям. Отбомбившись, они вынуждены приземляться в Китае, часть которого уже оккупирована Японией. В перестрелке с врагом 'младший муж' погибает, старший возвращается, чтобы любить жену и ее ребенка от младшего.

Вторая половина фильма, представляющая собой почти целиком батальное полотно, сделана действительно мастерски, хотя в эпизодах воздушных боев изрядно напоминает мультипликацию из 'Звездных войн'. Что же касается первой половины и финальной части ленты, она, увы, банальна, плоска, слащава и к тому же плохо разыграна актерами средней руки, умеющими разве что длинно целоваться перед камерой, но никак не играть драму. Да, по сути, никакой драмы на экране и нет. Но в реальности-то она была...

В. Распопин.

2. 22 июня 1941 г.: Брест, "...в списках не значился";

8 декабря 1941 г.: Пирл Нарбор, Дэни и Райвл.

Я не кинокритик, я зритель, зритель воспитанный в 70-х... Зритель, который всей душой ВЕРИЛ СВОЕЙ СТРАНЕ. Я и сейчас ей ВЕРЮ!!! Или хочу ей верить.

Хочу!

8 декабря погибло 3000 человек, и "спасибо"... или что там в этих случаях надо говорить... Общество, которое мы привыкли видеть "балбесами, воспитанными на комиксах", не стесняется сказать о национальном позоре, трагедии - вслух, снимает об этих событиях фильм!

Мелодрама? Да, два мальчика любят одну девушку... Да пусть себе любят!.. Смысл этого фильма совсем в другом!

22 июня 1941 года. Мы знаем, сколько тогда погибло? МЫ знаем? НЕТ! Мы знаем, сколько погибло во ВСЕЙ войне? НЕТ!!!

Мы знаем, сколько погибло в Бресте? НЕТ!!!

Мы знаем про одного, того, что "в списках не значился".

А нам это надо?

НАДО! Я верю, я уверен, я его жизнь (мысли, устремления, да просто его самого) пытался понять, когда играл эту роль в любительском спектакле. И я благодарен, что эта фраза - НАЧАЛО ВОЙНЫ - у моего поколения вызывает одинаковую реакцию.

Да какой войны?! СЕГОДНЯШНИЕ ДЕТИ О НЕЙ ЧТО НИБУДЬ ЗНАЮТ?

А НАДО ИМ О НЕЙ ЗНАТЬ?

Я согласен с режиссером: главное - не событие (это для нас она - Великая и Отечественная, для нас - СОБЫТИЕ, - мы так воспитаны), а то, как себя проявили при этом ПРОСТЫЕ ЛЮДИ. А ведь проявили!

Согласитесь, сумели авторы фильма задеть за живое человека, который верил в торжество коммунизма, когда, исполняя роль того, кто "в списках не значился", полностью отдавался ПАТЕТИКЕ ситуации, а спустя тридцать лет пишет эти строки!

И совершенно ни при чем здесь любовь двух мальчиков к одной девушке (так, режиссерское решение картины). Будем считать (да простят меня кинокритики), что просто на эту бытовую канву (о которой, кстати говоря, мы, совковые читатели и зрители, раньше и думать не могли) положена САГА О РОДИНЕ!

Помните: "Прежде думай о РОДИНЕ, а потом о себе"? Интересно, кто-нибудь сейчас вспоминает эти слова?

А спросите у рядовых американцев, что сказал по подобному поводу Кеннеди в 1961? И они не вспомнят!

Я почему-то помню - и то, и другое.

А, может быть, не надо придумывать НАЦИОНАЛЬНЫХ ИДЕЙ, может, надо просто ПОПРОБОВАТЬ ПОНЯТЬ, какие идеи руководят ТВОИМ НАРОДОМ? А поняв, постараться, чтобы эти идеи НЕ ОЧЕНЬ УЩЕМЛЯЛИ ТВОИХ ИНТЕРЕСОВ?

Я надеюсь, что сказанное посетителем сайта будет не просто прочитано, но и обдумано. Очень надеюсь! Ведь главное не в том, кто кого там, в фильме, любит, а в том, что страна, потерпевшая в одночасье ОГРОМНОЕ, СТРАШНОЕ ПОРАЖЕНИЕ, не стесняется почему-то об этом говорить!

А мы всё молимся на мумию и пытаемся отыскать жемчжину там, где ее никогда не было, нет и не может быть.

Что же до ХУДОЖЕСТВЕННОСТИ фильма?.. Впрочем, надо ли что-нибудь добавлять? Умеющий читать поймет. А я, коли придет желание, еще раз пересмотрю, не придет - не буду.

Но что-то подсказывает, что придет...

А. Сипаренко

Рецензия: В. Распопин, А. Сипаренко