Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу




ПИАНИСТКА

Садо-мазохистская драма
Продолжительность: 124
Франция - Германия 2001
Режиссер: М. Ханеке
Продюсер: В.Х. Шенон
Сценарий: М. Ханеке (по роману Э. Элинек)
В ролях: И. Юппер, А. Жирардо, Б. Мажинель, С. Лоттар
Музыка: И.С. Бах, Л. ван Бетховен, Ф. Шуберт
Оператор: К. Берже


25.07.2002

1.

Она - концертирующий музыкант, профессор консерватории слегка за сорок; он - одаренный самоучка, талантливый, кроме музыки, и в области технических наук молодой человек лет 25 - 27.

Он влюбляется в нее со всей силой молодого, неиспорченного, чувствительного человека и художника. Она любить не способна. Любовь для него - ухаживания и ласки, гармония секса и быта. Любовь для нее - насилие и унижение. И потому днем она - суровый педагог, ночами - завсегдатай порнокинтеатров.

В этом фильме персонажи действуют почти в полном соответствии с тем, как действуют герои 'Последнего танго в Париже' Бернардо Бертолуччи, с той лишь разницей, что поначалу здесь страдающая сторона - мужчина.

В этом фильме так же, как и у Бертолуччи, продуман каждый эпизод и каждый кадр, каждая сцена и каждый логический шаг. Кроме того, все сделано в строгом соответствии с тем, что читающий человек хотя бы теоретически знает из книг де Сада и Фрейда.

Есть в этом фильме и неожиданный финальный ход - мина, заложенная, однако, как в классическом детективе, еще в начале произведения.

Многое есть в этом фильме: жесткая эротика и... музыка Баха, Бетховена, Шуберта; актеры, украсившие бы своим присутствием на сцене и в кадре любой шедевр Шекспира и... садо-мазохистские откровения; любовь к высокому искусству и... бешенство плоти, наконец финальное откровение - предопределенное той самой миной столкновение нормы и сумасшествия, если не оправдывающего героиню, то, по крайней мере, логически объясняющего ее болезненный личностный тип.

Он совсем неординарный, талантливый, но и отвратительный до омерзения - этот фильм о той последней правде о человеческом естестве, которую в сфере высокого искусства не принято и никогда не будет принято изображать. С такой правдой о человеке в культуру врывались за всю ее историю считанные гении: де Сад, Бодлер, Фрейд, Захер-Мазох...

Но этот фильм, как бы ни был он хорош, в список шедевров кинематографа не войдет потому же, почему не вошел в него фильм Бертолуччи. По причине агуманистичности, то есть отсутствия боли за человека, любви к человеку, даже к такому, который любви не достоин. Разумеется, человеку не следует лгать, изображая его лучше, чем он есть на самом деле. Но ему необходимо оставлять надежду. А этой-то надежды и следа нет в 'Пианистке', одной из сильнейших лент в мировом кино 2001 года.

Виктор РАСПОПИН

2.

Что это?

Порнографическая драма?

Порнография души?

Проблемы одностороннего воспитания таланта? 'Человек, который смеется' от музыки?

Да нет, вроде бы в конце фильма происходит осознание содеянного и самонаказание.

Или это мазохистское самоистязание?

Что хотели авторы фильма?

Популяризации классической музыки? Ванесса Мэй и 'Шторм' - Шуберт и 'Пианистка'! Антиреклама как способ рекламы!

Кто-то из наших эстрадных артистов сказал: 'Классическая музыка - это попса своей эпохи'. Человек под влиянием окружающего сам становится частью этого окружающего. Это какое же окружающее было в те эпохи? Или это - окружающее сегодняшнее? Однобокость воспитания, однобокость развития? Целеустремленное развитие таланта с целью его продажи? Значит, все-таки 'Человек который смеется'?

Интересно, какие блага получила мать Эрики от продажи таланта своей дочери, - это ведь ее заслуга? Истерики каждый день и самоудовлетворение от осознания того, что ее дочь добилась признания в своей области? Отказ от материальных благ ради приобретения иллюзорных? И угробленная психика самого близкого человека - дочери.

Такой душевный онанизм, растянутый на годы? Человек - структура самонастраивающаяся, и Эрика невольно стремится узнать самостоятельно то, чего ей не дали в детстве, в молодости. Определенный снобизм, эгоизм, нежелание выглядеть глупо приводит к очень интересным результатам при осмыслении ею полученных неестественным путем, или, правильнее сказать, несвоевременно полученных ею знаний. Осмысление информации не на основе опыта сверстников из 'подворотни', а осмысление самостоятельное, исходя из знаний другой сферы бытия - музыки.

Еще раз спрашиваю: 'Что хотели авторы фильма?'

Если, так сказать, озадачить зрителя, то они своего добились. Но, сдается, 'узок круг этих революционеров', то бишь тех, кто способен озадачиться. Реакцией же широкой общественности, надо полагать, будут определения типа: 'дерьмо' и 'порнография'! (Эх, жаль вот парткомы с месткомами уже не восстановишь!..)

Да, дерьмо! Но дерьмо не фильм, а дерьмо у нас в головах! Знаменитая фраза прошлого века: 'В СССР секса нет!' Так, правда, - не было, были загубленные судьбы, угробленное здоровье, изнасилованные мужьями жены. Как в этом фильме. Интересно, что при всей своей отталкивающей, шокирующей извращенности, героиня вызывает к себе чувство сожаления. А вот парня не жалко.

Александр СИПАРЕНКО

Рецензия: А. Сипаренко, В. Распопин