Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу




ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ

Трагикомедия
Продолжительность: 81
СССР 1939
Режиссер: И. Анненский
Продюсер:
Сценарий: И. Анненский
В ролях: Н. Хмелев, М. Жаров, О. Андровская, Ф. Раневская, О. Абдулов, А. Грибов
Музыка: А. Голубенцев
Оператор: Е. Шапиро


25.07.2002

Чехова экранизировали всегда, в любые, даже самые непростые для искусства времена, но особенно часто почему-то - перед Великой Отечественной... 'Человек в футляре' был поставлен на студии 'Беларусьфильм' в 1939 г. и собрал, как чуть позже соберет фильм 'Свадьба', едва ли не всех звезд отечественного театра и кино. Такой 'звездопад' мог бы вытянуть любую, самую непрофессиональную драматургию. Что уж говорить о Чехове, поставленном Исидором Анненским вполне профессионально, пусть и несколько скучновато и заидеологизированно, то есть по принципу 'черное - белое': вот вам уездное общество, мелкое, глупое, пошлое и подленькое, а вот заезжий герой с революционными наклонностями, честный, смелый, открытый, этакий Микула Селянинович, да и только...

Кино - странная вещь. Оно способно возвысить до искусства самый низкопробный боевик, и оно же способно унизить высокую трагедию Шекспира до уровня слезливого мордобоя. Замените Хмелева, Раневскую, Грибова и Абулова в 'Человеке в футляре' на других актеров - и через год о фильме никто не вспомнит. Потому что в драматургии останется одна предоктябрьская агитка, эдакий чернышевский 'Совеременник', а сама картина покажется скучной школьной нотацией на тему 'Они заслужили то, что с ними произошло'. Но играют именно Раневская, Хмелев, Грибов и Абдулов - и фильм живет, и персонажи в нем - не пейзане, а живые люди со своими, пусть маленькими и подленькими, но страстями, со своей, пусть мелкой, скучной и злобной, но жизнью, единственной, какая у них есть, какая для них возможна и естественна. Более того, заезжий правдолюбец приобретает черты вовсе не пушкинского Балды, что пришел к болоту веревкой 'воду пучить, чертей мучить', а гоголевского Хлестакова, ничтожеством собственным лишь подчеркивающего косную силу и косвенную правоту этой мещанской, устоявшейся, вечной российской обывательщины.

Удивительно живой этот старый фильм, удивительно современный. Про нас, про нас он, про нас сегодняшних, над нами смеется Раневская и над нами плачет Чехов. Уже больше ста лет.

Примечание. Кассета с записью спектакля имеется в фонде гимназической библиотеки.

Рецензия: Виктор Распопин