Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ОКТЯБРЬ

Историко-революционная хроника
Продолжительность: 99
СССР 1927
Режиссер: С. Эйзенштейн, Г. Александров
Продюсер:
Сценарий: С. Эйзенштейн, Г. Александров
В ролях: В. Никандров, Н. Попов, Б. Ливанов, Э. Тиссэ
Музыка: Д. Шостакович
Оператор: Э. Тиссэ


25.07.2002

Классика отечественного и мирового кино. Фильм совершенно гениальный, во время просмотра которого становится очевидным, СКОЛЬКО сделал Эйзенштейн для кинематографа.

Разумеется, это советский фильм, разумеется, это агитка, но КАКАЯ!..

По сюжету лента представляет собой хронику 1917 года - от февраля до октября. Сделана она и как документальный, и как художественный фильм. Героев в ней нет, точнее герой один - народ. Появляются Керенский, Троцкий, Ленин, Корнилов, члены временного правительства... Появляются Наполеон в виде статуэтки как зеркала Февральской революции и лично Александра Федоровича Керенского; то укоризненно, то согласно кивающий головой Александр II - в виде сбрасываемого с постамента памятника; Николай II в виде Николая II, изображенного на иконе и благословляемого там же самим Господом; императрица Аликс - в виде голой гражданки опять же на полотне, а также в виде ее личного стульчака, расположенного как раз напротив иконы и полотна с голой мадам.

Вообще в картине всего много: людских лиц, людских ног (а вы думали, что показывать ноги крупным планом придумали постановщики голливудских вестернов?), отсылок к Великой французской революции... Особенно же много скульптуры, живописи и прочих художественных поделок. Они, действительно, каждый раз играют роль кривого зеркала, отражающего либо истинную суть, либо заветные желания персонажей. Дивный эпизод с... не знаю, как сказать, - с рядовой женской роты, охраняющей Зимний и бросающей винтовку под магическим воздействием увиденной вдруг скульптуры Родена 'Весна'. Дивный эпизод противостояния двух неживых: каменного Наполеона и зомбированного Керенского.

Не менее дивный эпизод апрельского выступления Ленина, снятого как-то сверху по диагонали, распластывающего руки подобно горному орлу: гениальный и хищный вождь!..

Множество дивных эпизодов, каждый эпизод - дивный, например, дверь в Смольном, где заседает ВРК, постоянно открывающаяся и закрывающаяся сотнями посетителей, от которых мы видим только ноги, ноги, ноги, ботинки, сапоги, лапти, галифе, шаровары, брюки.

Но величайший эпизод - расстрел июльской демонстрации, гибель белой лошади, сперва еще держащейся на передних ногах, потом крупным планом обрушивающейся на мост, потом летящей вниз с разведенного моста. Пересказать это невозможно, это можно только увидеть. И кажется - кажется ли? - лошадь настоящая.

Документ?

Художественный фильм, чистейший, образцовый и недосягаемый соцреализм, симфония революции. Даже без музыки Шостаковича, приписанной много позднее. Симфония кино, черно-белого, немого. О, как умел он говорить, этот великий немой!

Примечание. Кассета с записью фильма имеется в библиотечном фонде муниципальной гимназии N 1.

Рецензия: Виктор Распопин