Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ЗОЛОТАЯ КАРЕТА

Ироническая костюмная мелодрама
Продолжительность: 97
Франция 1953
Режиссер: Жан Ренуар
Продюсер: Ф. Алиатта
Сценарий: Ж. Ренуар
В ролях: А. Маньяни, О. Спадро, Д. Лаконд, П. Кампбелл, Р. Риоли
Музыка: Антонио Вивальди
Оператор: К. Ренуар


25.07.2002

Один из поздних фильмов классика французского и мирового кино Жана Ренуара. Сын великого художника-импрессиониста Огюста Ренуара, снявший с 1924 по 1969 г. множество самых разных лент в самых разных жанрах, в том числе и таких, которые вошли в золотой фонд кинематографа ('Будю, спасенный из воды', 'Великая иллюзия', 'Река'), отмеченный множеством призов МКФ, приближаясь к закату карьеры и жизни, осуществил экранизацию пьесы Проспера Мериме 'Карета святых даров', предложив в ней главную роль величайшей итальянской трагической актрисе Анне Маньяни.

Сюжет этой цветной ленты 1953 г. вкратце таков: XVIII век; бродячая комическая труппа из Италии, преодолев тысячи морских миль, высаживается на берег Южной Америки, дабы покорить сердца аборигенов и как следует заработать: по слухам ведь Америка баснословно богатый континент, где золото просто валяется под ногами. Помимо труппы и ее сорокалетней примы (А. Маньяни), с театром приехали многочисленные ребятишки актрис и типичный меримевский слащавый солдат, любовник примы.

Театр ожидают сплошные разочарования: золото на улицах грязного заштатного городишки не валяется, в качестве сцены актерам предлагают дырявый сарай, по договору с владельцем сарая от и без того невеликого заработка им достается лишь половина. К тому же играют актеры на итальянском языке, а основная масса зрителей понимает лишь родной испанский, к театру вообще непривычна, ведет себя шумно, как на корриде.

Полного провала, однако, не случается, благодаря необычной внешности примы: комедийная, фарсовая актриса обладает впечатляющим грудным голосом и завораживающе трагическим взглядом, чем и привлекает к себе сердца сначала местного тореро, красавца и любимца публики, а затем - после спектакля во дворце - местного лидера, вице-короля.

Актрисе предстоит сделать выбор. Однако на самом деле выбор ею сделан уже давно. Она любит своего красавца-солдата и... карету из чистого золота, в которая спала на корабле, поскольку карета путешествовала вместе с труппой.

Очарованный примой вице-король в безумстве страсти дарит ей эту карету, вызывая тем самым враждебность не только прежних своих любовниц, но и местной чванной знати, оказывается, оплатившей дорогую покупку для городского головы вскладчину.

Слащавый солдат и тореро в порыве ревности нарушают здешний закон и устраивают смертельную дуэль прямо на улице. Загнанный своими дворянами вице-король сходит с ума от ревности и общей запутанности ситуации. В город спешит отец церкви - крестом и огнем наводить порядок.

И тогда героиня находит единственно возможный выход из положения. Она поджидает проезжающего владыку и прямо на улице ко всеобщему облегченному вздоху дарит ему бесценный подарок.

Тонкая сатира и площадной фарс, жгучая мелодрама и социальная драма из жизни полунищих актеров сплетены в коротком фильме Ренуара неразрывно, разножанровые эпизоды сменяют друг друга столь быстро, что зритель не успевает насмеяться или соскучиться. Кроме того, картина решена еще и как фильм в фильме, как театр в театре, поскольку эпизоды разыгрываемых труппой комедий дель арте постоянно перемежаются эпизодами из 'реальной жизни' актеров, а эта реальная жизнь подана тоже как своего рода пьеса, благодаря своеобразному художественному оформлению фильма. Несомненно украшает его и вечная музыка великого венецианца, 'рыжего падре' Антонио Вивальди... Одним словом, классика!

На этом можно было бы закончить краткую рецензию, высказав благодарность телеканалу 'Культура', показавшему этот фильм, но есть еще одна вещь, о которой необходимо сказать.

Художественное, операторское и, конечно же, режиссерское мастерство, с которым исполнена 'Золотая карета', позволяет воочию убедиться в искренности таких киномэтров, как Феллини, Висконти и Пазолини, едва ли не в унисон в свое время с гордостью утверждавших: мы - ученики Ренуара. И это, действительно, так. Достаточно лишь вспомнить для того особую трагикомическую атмосферу лучших лент Феллини, аксессуарную, вещественную, 'натюрмортную' насыщенность картин Висконти, необычную и необычайную цветовую гамму фильмов Пазолини, или хотя бы разбитый на два окна кадр 'Последнего танго в Париже' Бертолуччи. Все перечисленное уже есть здесь, в 'Золотой карете' Ренуара, сына Ренуара.

Рецензия: Виктор Распопин