Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





КОМНАТА СЫНА

Драма
Продолжительность: 95
Италия - Франция 2001
Режиссер: Н. Моретти
Продюсер: А. Барбагалло, Н. Моретти
Сценарий: Н. Моретти, Л. Ферри и др.
В ролях: Н. Моретти, Л. Моранте, Ж. Тринка, Дж. Санфеличе, С. Орландо, Т. Берторелли, С. Аккорзи, К. делла Сета
Музыка: Н. Пьовани
Оператор: Дж. Ланчи


25.07.2002

Почти авторский (но не в значении 'поэтический') кинематограф.

Н. Моретти рассказывает историю вполне благополучной современной итальянской семьи из папы (преуспевающего психоаналитика), мамы и двух детей-старшеклассников. Смотришь его и примерно треть фильма думаешь: зачем вся эта бытовая скучная проза, мелкие страстишки и событьишки, бытовая обыденщина, где конфликт, неужели так и будет до конца продолжаться эта немелодичная песнь мещанства?

Нет, то была лишь экспозиция, пролог к взрыву. Нелепая гибель сына вырывает осиротевшую семью из благополучия. И до финальной сцены кажется, что навсегда. Семья практически разваливается, любящие родители перестают понимать друг друга, дочь всеми силами, но, увы, безрезультатно старается помочь им, но лишь сама теряет почву под ногами. Нет больше у героя ни любимой работы, ни понимающей жены. Нет больше счастья и покоя. Боль его до предела обострена еще и сознанием, что трагедии могло бы не произойти, если бы он в тот роковой день, как и собирался, остался с сыном, а не поехал по вызову сытого неврастеника-пацента. Вообще - сколь мелким и пошлым начинает теперь ему казаться и дело, которому он служил (замечу в скобках, что режиссеру, а с его подачи и зрителю это ясно с первых эпизодов ленты), и сама жизнь, живая жизнь, его окружающая.

Фильм заканчивается неожиданной встречей несчастной семьи с подружкой их покойного сына, и эта встреча как-то вдруг склеивает разбитый бокал супружества. Н. Моретти прощается со зрителями на грустной, но оптимистичной ноте, вероятнее всего, не потому, что ему не хватило творческой смелости пойти до логического конца в разрушении, но потому что маленьким людям на поверку оказывается тоже есть что терять. Может быть, у них этого самого, того, что терять, даже больше, чем у больших людей. (Да простят мне читатели тавтологию!) А может быть, и потому, что любовь (если она, конечно, настоящая) - 'сильна, как смерть'. Или еще сильнее.

Неплохой фильм, однако вряд ли заслуживающий просыпавшегося на него обилия призов и номинаций. За что? Вероятно, за оптимистическую ноту в финале.

Рецензия: Виктор Распопин