Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





КОМУ Я ДОЛЖЕН - ВСЕМ ПРОЩАЮ

"Обыкновенная история"
Продолжительность: 85
Россия
Режиссер: В. Пендраковский
Продюсер: А. Пендраковская
Сценарий: Ю. Рогозин, В. Пендраковский
В ролях: А. Ташков, Е. Цыплакова, Е. Коренева, В. Павлов, А. Жарков
Музыка: В. Степанцов
Оператор: С. Некрасов


25.07.2002

Изготовители кассеты охарактеризовали фильм как комедию. Если это и так, то лишь в дантовско-бальзаковском смысле, - то есть перед нами не-трагедия, но скорее разговор о пороках общества и индивидуума. И.А. Гончаров назвал свой первый и вполне драматичный роман 'Обыкновенная история'. Это название получило символический и нарицательный смысл, и, следуя классику, вполне возможно определять жанр многих произведений, не имеющих четко выраженных комедийных, мелодраматических или трагических аспектов, как 'обыкновенную историю'. Такая история предложена зрителю и в фильме В. Пендраковского, более всего напоминающем экранизированную театральную постановку, поскольку практически все действие происходит в одной комнате, изредка перемещаясь на лестничную клетку. На улицу же герои выходят лишь эпизодически, и то лишь затем, чтобы чисто внешне разрядить обстановку.

Картина в 1001-й раз рассказывает о 'лишнем человеке' в чуждом ему мире обывателей. Перед нами современный Обломов, или точнее некий гибрид Обломова с Печориным: милый, умный, запутавшийся в женщинах и соседях, впустую суетящийся сорокалетний человек 'потерянного поколения' с тоской о свободе во взоре. Он безусловно умен, но как-то книжно-теоретически; он безусловно добр, но, как правило, во вред себе и тем, на кого его доброжелательность направлена. Короче, этакое воплощение некрасовских строк: 'Суждены им благие порывы, / Но свершить ничего не дано'.

Это Обломов, с которым рядом несколько претенденток на роль Ольги: бывшая жена, сегодняшняя молодая любовница и обретенная после двадцатилетней разлуки первая школьная любовь - настоящая 'новая русская' со всеми атрибутами занимаемого положения. Однако рядом с этим Обломовым, увы, нет ни Штольца, ни слуги Захара. Последнего впрочем замещает сосед алкаш-'золотые руки' в блистательном исполнении Виктора Павлова. Герой мечется между женщинами, их ухажерами и охранниками, мечтая лишь об одном: отдохнуть бы в тишине. Но живет он в снимаемой картире, более похожей на коммуналку, и временами сам герой и зритель испытывают ощущение, что попали из гончаровской Обломовки в зощенковский ЖЭК. Таковы реалии современной жизни современного 'лишнего человека', живущего в период перманентной перестройки.

Как и должно быть, история заканчивается всесторонним 'обломом' для всех действующих лиц, кроме самого вечного 'лишнего' в нашей действительности героя, получающего, по всей видимости, 'условный срок условного освобождения' от проблем, и, разумеется, вечного соседа алкаша-'золотые руки'. Фильм же заканчивается азартной игрой главых героев в футбол вместе с дворовыми мальчишками, и в этой игре оба неизбывных персонажа нашего бытия раскрываются сами и раскрывают российскую лениво-деятельную, истерично-добродушную ментальность, может быть, гораздо полнее и правдивее, чем в каких-либо иных перипетиях и проявлениях.

Рецензия: Виктор Распопин