Сентиментальное молодежное ретро Продолжительность: 90 Россия Режиссер: В. Пендраковский Продюсер: А. Пендраковская Сценарий: П. Константинов В ролях: Ю. Мосейчук, М. Тарабукин, Ю. Назаренко, В. Проскурин, И. Розанова, И. Саввина Музыка: Т. Хренников Оператор: С. Некрасов
25.07.2002
Фильм снят по мотивам повести В. Войновича. Автор текста песни В. Войнович.
Жанр новой картины В. Пендраковского условно можно определить как своего рода молодежное ретро. Иными словами, это отчасти драматическое, отчасти сентиментальное воспоминание о знаменитом фильме 60-х 'Я шагаю по Москве' и, естественно, о молодости того поколения, к которому принадлежит и автор повести, замечательный сатирик Владимир Войнович.
В том, что это именно воспоминание, никаких сомнений у зрителя старшего поколения не возникает, наоборот, создатели ленты подчеркнуто воспроизводят не только бытовые и временные реалии 60-х, но и - самое главное и эффектное - портретность, то есть физическую похожесть не известных широкому зрителю молодых актеров сегодняшнего дня на звезд советского кино тридцати-сорокалетней давности. Так, Ю. Мосейчук не просто очень похож на юного Никиту Михалкова, но еще и сознательно играет его героя из фильма 'Я шагаю по Москве', М. Торобукин изображает молодого, угловатого Юрия Никулина, а Ю. Назаренко и своими внешними данными, и стараниями гримеров как бы представляет Елену Проклову.
В остальных ролях заняты Виктор Проскурин, Ирина Розанова, Ия Саввина, одно участие которых в любом фильме способно принести ему зрительский успех.
Сюжет картины в целом очень прост и сосредоточен вокруг основной проблемы взросления, проблемы дружбы и любви. В плане проблематики новая работа В. Пендраковского, может быть, уступает его предыдущему фильму 'Кому я должен - всем прощаю', зато, кажется, выигрывает в лиричности и художественности, что и понятно и естественно, ведь эпоха первой оттепели была безусловно мягче и умиротворенней сегодняшнего времени, подобно тому как каждому взрослому человеку собственная юность дороже и милее любого другого периода жизни, хотя бы потому что она, увы, уже безвозвратно минула.
Сказанное, однако, не отменяет возможного интереса к этой картине и молодого поколения, которое может воочию увидеть детство собственных родителей и сравнить их радости и трудности с радостями и трудностями своей жизни.
'Два товарища' - новый хороший отечественный фильм, дарящий надежду на грядущее и, будем надеяться, скорое возрождение российского кинематографа.