Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ГРАНИЦА. ТАЕЖНЫЙ РОМАН

Мелодрама с элементами боевика
Продолжительность: 127
Россия 2000
Режиссер: А. Митта
Продюсер: А. Максимов, К. Эрнст
Сценарий: З. Кудра, А. Митта
В ролях: А. Гуськов, М. Башаров, М. Ефремов, А. Будина, Р. Литвинова, М.Жигалов, Е. Конова
Музыка: М. Дунаевский
Оператор: С. Астахов


25.07.2002

Двухчасовой киновариант 8-серийного телеромана из быта советских погранвойск на китайской границе представляет собой жгучую мелодраму в духе постперестроечной версии 'Анны Карениной'. Действие отнесено в 70-е годы, во время серьезной конфронтации СССР и КНР. Сюжет сводится к противостоянию двух офицеров - мужа и любовника - из-за страсти к молоденькой смазливой медичке пограничного гарнизона. Сама героиня в исполнении А. Будиной, конечно, никакая не Анна Каренина, а просто то ли похотливая, то ли скучающая, то ли и впрямь изо всех сил влюбившаяся девочка-провинциалка. Любовник - славный парень, не то Вронский, не то Ванечка Варавва из 'Офицеров', - как личность полностью подавлен своей разделенной любовью и более ничем не интересен. Муж, помимо ревности, занят делом - контрабандой наркотиков. Никакого каренинского благородства нет и не может быть, - волк. Он опытен, беспринципен, жесток. Из таких, если они выживали, к началу 90-х и вырастали первые постсоветские 'крестные отцы'. Собственно говоря, муж и есть единственный герой фильма Александры Митты.

Картина, в общем, выстроена именно и только на теме противостояния порядочности и беспринципности, рутины и подвига, хитрости и простодушия. Это непрекращающаяся двухчасовая дуэль: на внешнем уровне - мужа с любовником, на внутреннем - главного героя с самим собой. Все остальные персонажи получились в киноверсии практически статистами. Даже типы яркие, важные для произведения, да еще и сыгранные такими сильными актерами, как Михаил Ефремов и Рената Литвинова, при урезании трех четвертей экранного времени, неизбежно превратились лишь в эпизоды. Вытягивает фильм А. Гуськов, играющий такую трагедию разрушения сильного человека, что ее не может испортить даже его чрезвычайная внешняя схожесть с одним из лучших наших актеров Сергеем Шакуровым.

К сожалению, при сокращении телеверсии существенно пострадал и исторический антураж - быт советской погранзаставы, а вместе с тем ушла и ностальгия по трудному и в то же время счастливому времени молодости создателей картины.

Таким образом, телероман в киноверсии превратился в 'жестокую' мелодраму со стрельбой и драками, привлекательную только актерской работой Гуськова и операторским искусством С. Астахова. Вероятно, стоило бы выпустить на кассетах и полную телеверсию 'Таежного романа', чтобы заинтересованный зритель, не прерываясь на сутки от серии к серии и не отвлекаясь от развития действия во время бесчисленных рекламных роликов, как то было во время показа фильма на канале ОРТ, мог по достоинству оценить новый фильм А. Митты в том виде, в каком он был придуман и поставлен крупнейшим мастером советского кино, автором бессмертной 'Сказки странствий', то есть в полном 8-часовом телеварианте.

Рецензия: Виктор Распопин