Трагимелодрама Продолжительность: 133 Германия 2000 Режиссер: Т. Тиквер Продюсер: Ш. Арндт, М. Кёпф Сценарий: Т. Тиквер В ролях: Ф. Потенте, Б. Фюрман, Й. Кроль, Л. Рудольф, М. Беслун, Л. Пистор, П. Эндер, Й. Райнерс, М. Броер, Ю. Торак Музыка: Тиквер - Климан - Хайль Оператор: У. Ханиш
25.07.2002
Том Тиквер продолжает рассказывать свои одновременно жестокие и романтичные городские сказки. 'Принцесса и воин' - вариация, да просто прямое продолжение предыдущей его ленты 'Беги, Лола, беги', сделанное столь же современно, во всех смыслах музыкально, изысканно и напряженно, однако в другом жанре. Если 'Лола' - драма на грани с триллером, то 'Принцесса' - мелодрама на грани с трагедией. Причем вариативен фильм не только по отношению к 'Лоле', но и к другим, не тикверовским картинам. Например, это очевидная версия на тему, предложенную Милошем Форманом в 'Полете над кукушкиным гнездом'. Здесь психиатрическая лечебница - не тюрьма, но мир, в котором мы живем, - точно психиатрическая лечебница. И дурдом, так же, как, например, и школа, есть не что иное как микромир в макромире, со всеми его болячками и страстями.
Действие 'Принцессы и воина' и происходит большей частью в сумасшедшем доме, где теперь служит медсестрой и живет Ф. Потенте, огненно-рыжая жертва-спасительница своего милого в 'Лоле'. Здесь она, белесая, безотказная и слегка заторможенная дурнушка (может, лишь такие-то в этой жизни и заслуживают счастья), тоже любит и спасает, но прежде сама оказывается спасенной от смерти своим принцем. Этакая Золушка навыворот, выйдя из больницы, она ищет его по пуговице с солдатской куртки, остававшейся у нее в руке даже на операционном столе. Современной Золушке, в отличие от сказочной, не придется танцевать на балу, напротив, ей придется завоевывать своего принца, так сказать, пост фактум, ибо он - плачущий солдат, человек, которого ничто на этом свете не удерживает.
Что их в конце концов соединяет: настойчивость Лолы-2? совместно совершенное преступление, ад молчащего одиночества в буйной палате современного мегаполиса? двойное псевдосамоубийство в первом финале ленты?.. Или все-таки это было настоящее самоубийство, и последние десять минут картины - просто потусторонний эпилог? О чем говорит раздвоение (в самом прямом смысле) героя в завершающем картину эпизоде: не выдерживает и сходит с ума? встречается с самим собой на том свете? полюбив, изгоняет плачущего двойника-нежильца?
Сложно стало жить на этом свете мужчинам - они слабее женщин. Воины плачут, принцессы борются. И побеждают.
На этом сказка, как ей и положено, заканчивается. Далее, надо полагать, после непродолжительного времени любви в уединенном домике на берегу сказочно красивого морского залива (читатель, тебе не вспоминается финал 'Мастера и Маргариты'?) начнутся будни, когда героиня спросит сама себя: за что я боролась, зачем побеждала? (В сказке, по крайней мере, - за любовь, возникшую из одиночества и чувства благодарности.) И тогда начнется совсем другая история, из тех, которые рассказывают не Андерсены и Тикверы, а Толстые и Бергманы.
А 'Принцесса и воин' - фильм замечательный, только, пожалуй, излишне длинный.