исторический боевик Продолжительность: 132 США 2000 Режиссер: Ж.Ж. Анно Продюсер: Дж. Шофилд, Ж.Ж. Анно Сценарий: А. Годдард, Ж.Ж. Анно В ролях: Дж. Файнс, Э. Харрис, Дж. Лоу, Р. Уэйтс, Б. Хоскинс, Дж. Перлмен Музыка: Дж. Хорнер Оператор: Р. Фрэйс
25.07.2002
Голливуд продолжает работу над созданием псевдоисторического эпоса на тему Второй мировой войны. Вслед за Спилбергом к общему делу подключился Жан Жак Анно, более всего известный экранизацией 'Имени розы' Умберто Эко. Француз пошел след в след за американцем, то есть начал свой длиннющий вестернообразный фильм про Сталинград с 15-минутной батальной сцены, после чего добрался наконец и до сюжета.
Сюжет же таков: в осажденном Сталинграде среди советских новобранцев появляется молодой человек (назвать парнем лощеного Файнса язык не поворачивается), обладающий недюжинным снайперским талантом, по имени Vassili Zaitsev (Vassili - скорее всего, по имени героя поэмы Твардовского; Zaitsev же - вероятно, по фамилии самого известного на Западе из наших закройщиков). Во время лежания в окопе под обстрелом фашистов и уничтожения их одного за другим из простой винтовки Vassili Zaitsev знакомится с молодым евреем, оказавшимся комиссаром. Пораженный мастерством Vassili?я комиссар ловко помогает снайперу сделать быструю карьеру. Обоими страшно доволен Хрущев, которым, в свою очередь, надо полагать, страшно довольна Ставка. И все было бы просто замечательно, если бы не два обстоятельства. Первое: немцам надоело погибать от пуль Vassili Zaitsev?а, и они вызвали на передовую своего знаменитого снайпера. Второе, и главное: двум новоиспеченным друзьям понравилась одна девушка, Tania. Vassili преуспевает не только в отстреле фашистов, но и в любви, а бедный комиссар мучается ревностью, совестью и вообще чем попало. Немецкий же снайпер, сходив на безрезультатную охоту на Vassili?я несколько раз, завербовывает в помощь себе десятилетнего мальчика Sash?у. Разнообразные дуэли - постельные и снайперские - в общем-то и составляют всё содержание картины.
В финале комиссар сначала не выдерживает мук ревности и зависти и предает Vassili?я, а затем, мучимый уже совестью, в помощь нашему снайперу подставляет себя под пулю снайпера немецкого; Таня получает смертельное ранение в живот, но выживает; Sasha оказывается двойным шпионом и погибает от руки прозревшего немца, будучи повешен как партизан; Vassili же, использовав ошибку своего визави, принявшего за него усовестившегося комиссара, спокойно и сурово, как какой-нибудь Виннету, остреливает немца точным попаданием в лоб с трех метров.
Возможно, юным американцам, считающим что Вторую мировую выиграли они вкупе с англичанами, эта экзотическая вариация вестерна вполне способна заменить учебник истории, однако крепкому французскому режиссеру подобная 'опера' не к лицу. Что же касается восприятия этого фильма отечественным зрителем (пусть даже совсем молодым), то вряд ли любой русский способен равнодушно проглотить это мыло.
Судите сами хотя бы по следующим трем примерам, выхваченным из фильма навскидку: мальчик Sasha разгуливает по зимнему и почему-то бесснежному Сталинграду в шортах, черных скаутских гольфах и каком-то некрасовских времен картузе; захлебывающийся от показной гордости Хрущев позирует вместе с Vassili?ем толпе репортеров, щелкающих всем на свете, кроме разве что телекамер Sony; комиссар перед смертью проникновенно объясняет простому рядовому Васе буквально следующее: 'Мы хотели создать общество равных возможностей...'. Достаточно? И это еще не упоминая просто невероятной по нелепости сцене дефлорации Tani Vassili?ем в разрушенном блиндаже в присутствии сотен солдат...
Два года назад отечественный зритель 'умылся' сладким британским парфюмом под названием 'Евгений Онегин', теперь настала очередь шампуня 'Враг у ворот'. Что же ждет нас завтра?