Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





МУЛЕН РУЖ (БЭЗ ЛУРМАНН)

Мюзикл
Продолжительность: 120
США 2000
Режиссер: Бэз Лурманн
Продюсер: Б. Лурманн
Сценарий: Б. Лурманн, Кр. Пирс
В ролях: Н. Кидман, Э. Макгрегор, Дж. Легуизамо, Дж. Браубнет, Д. Уэнхем
Музыка: К. Армстронг
Оператор: А. Макаллен


25.07.2002

Блистательный фильм Бэза Лурманна, несколько лет назад ярко заявившего о себе нетрадиционной экранизацией 'Ромео и Джульетты'. И если классическую трагедию многим людям старшего поколения, воспитанным на пиететном отношении к Шекспиру, принять было достаточно трудно, то ленту о Мулен Руже, по сути являющуюся ни чем иным, как идеальным киновариантом центона, или пастиша, понять легче. Тем более что символ парижского кафешантана, Анри де Тулуз-Лотрек - ярчайший образчик чистого модерна, того самого влиятельного культурного течения, на котором старшее поколение как раз и воспитывалось в пику насаждаемому в СССР соцреализму.

Вообще-то первый художественный текст, посвященный Мулен Ружу (и Тулуз-Лотреку) - одноименный роман американского писателя Пьера де ля Мура. В конце 50-х он был экранизирован знаменитым Джоном Хьюстоном. Сегодня этот фильм безнадежно устарел, что подтверждается коммерческим неуспехом кассеты, выпущенной летом 2001 г. концерном 'Екатеринбург-арт'. К тому же собственно о Мулен Руже и в романе и в экранизации Хьюстона сказано мало и поверхностно, внимание акцентировано на личности и судьбе Тулуз-Лотрека.

У Лурманна знаменитый художник - персонаж эпизодический, хотя и привлекательный. Главные герои картины - молодой писатель, ретроспективой рассказывающий о своей любви к певице, танцовщице и куртизанке - звезде кафешантана, о ее трагической ранней смерти, о соперничестве за нее с бездушным аристократом. Словом, на поверхности перед нами чистейшей воды мелодрама, или мюзикл, или оперетта, поскольку в фильме очень много поют и танцуют. Но сюжет, хоть и профессионально сработанный, качественно, без переигрывания снятый, - не главное. Главное в фильме - подтекст, второй план. А план этот есть торжественное и в то же время по-постмодернистки ироничное, пародийное признание создателей ленты в великой любви к кинематографу, мюзиклу, а шире - высокому шоу-бизнесу. А равно и к отдельным их представителям. Так, отрицательный персонаж, аристократ, желающий купить артистку в собственное безраздельное пользование, внешне чрезвычайно похож на знаменитого польского кинорежиссера, уже не одно десятилетие работающего на Западе, в том числе и в Голливуде, Романа Поланского. Учитывая его великую, в немалой степени скандальную и даже жутковатую популярность, понятно, что объектом любовной пародии Лурманна является именно этот мастер триллера, почти официальный наследник Хичкока. Или: один из второстепенных обитателей Мулен Ружа явственно пародирует Фредди Меркьюри, к тому же большой музыкальный номер во второй половине ленты использует в качестве текстуального лейтмотива строчку из самой знаменитой песни группы - 'Шоу будет продолжаться...', ее, так сказать, визитной карточки.

Вообще, практически каждый эпизод (если не каждый кадр) картины имет этот второй план: отсылки и поклоны Ф. Феллини, Б. Фоссу, Э. Кустурице, 'звездам' европейских и американских мюзиклов: М. Рёкк, Л. Орловой, Д. Дурбин...

В целом же стилистика лурманновского фильма наследует самому большому мастеру иронического мюзикла, Кену Расселу. И это уже ни в коем случае не второй план, а самый что ни на есть первый. Постмодерн работает исключительно с цитатами из классики, а, как уже отмечалось выше, Бэз Лурманн - постмодернист чистой воды. Можно сказать, классик этого направления в кинематографе. И его 'Мулен Руж' - тоже, безусловно, классика, во всяком случае, эта лента непременно войдет в анналы шедевров Голливуда, а может быть и мирового киноискусства вообще.

Рецензия: Виктор Распопин