черная комедия
Продолжительность: 100 Англия 1948 Режиссер: Р. Хейнер Продюсер: Дж.А.Рэнк, М. Бэлкон
Сценарий: Р. Хейнер, Дж. Дайтон (по роману Р.
Хорнимен) В ролях: А. Гиннесс, Д. Прайс, В. Хобсон, Дж. Гринвуд,
К. Мортон, Дж. Пенроуз, О. Филдс Музыка: В.А. Моцарта Оператор: Д. Локом
25.07.2002
Чисто английская комедия, в которой пронизывающий пародийный и
одновременно тонкий юмор выворачивает наизнанку сразу несколько жанров:
триллеры о серийном убийце, истории "униженного и оскорбленного",
"романы мщения" и собственно комедии. Это такие Диккенс и Теккерей,
пропущенные через кривое зеркало Голливуда и поданные как бы в обратном
отражении отражения, вследствие чего жестоко пародируются и британская
первооснова ("История Тома Джонса, найденыша" Филдинга, "Дэвид
Копперфилд" Диккенса и проч.), и французский романтизм ("Граф
Монте-Кристо"), и бесчисленные боевики ХХ века.
Сюжет катины прост и заключается в следующем: представительница
знатного рода влюбляется в итальянского певца и учителя музыки, выходит
за него замуж, отвергается кланом и влачит жалкое существование,
поскольку певец вскорости умирает. Воспитав сына джентльменом и тайным
наследником рода, она умирает, а молодой человек, желая возвратить себе
наследные права и отомстить семье, принимается убивать членов рода.
Одновременно он ведет дневник учета своих деяний, точно как герой пьесы
А.Н. Островского "На всякого мудреца довольно простоты". Этот дневник в
конечном счете его и губит, тогда, когда он уже убрал со своего пути
всех препятствующих, вступил во владение землями и титулами, выгодно
женился и даже чудесным образом спасся от грозившей ему виселицы за
единственное преступление, которого он не совершал. Такая вот ирония
судьбы. И справедливая, надо сказать, ирония справедливой судьбы,
поскольку все убиенные, равно как и сам убийца, равно как и его женщины,
- все "хороши".
Особенно же хорош Алек Гиннесс, сыгравший всех (в том числе и
представительницу женского пола) убиенных наследников клана. Гиннесс
демонстрирует в фильме своего рода райкинский спектакль-концерт, где,
мгновенно меняя маски, гениальный актер предлагал зрителю
энциклопедическую галерею шаржей, тотально высмеивающую как отдельные
пороки общества, так, пожалуй, и самое устройство социума.
Эта весьма симпатичная старая комедия была показана в мае 2002 года
каналом Ren TV, единственным представителем современного отечественного
эфира, сознательно проводящим ликбез в области истории кинематографа.
Жаль только, что это делается без какого-либо критического сопровождения
и не в прайм-тайм, а глубокой ночью. Но и за то спасибо: желающий да
увидит!