Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу




СКАЗОЧНИК

сатирическая драма
Продолжительность: 84
США 2001
Режиссер: Т. Солондз
Продюсер: Т. Хоуп, К. Вакхон
Сценарий: Т. Солондз
В ролях: Дж. Гудман, П. Джаматти, Дж. Хэгерти, Л. Онтиверос, Ф. Потенте, Дж. Оссер, М. Уэббер и др.
Музыка: Белл и Себастьян, Н. Ларсон
Оператор: Ф. Элмес


25.07.2002

Рекламная аннотация на коробке аттестует новую ленту Тодда Солондза как "уморительную черную комедию". Видимо, потому что режиссер и в переносном, и в прямом смысле уморил в финале почти всех персонажей. Однако ничего черного и ничего комического, во всяком случае, в стандартном, а не философском смысле, в этом фильме нет. "Сказочник" - если угодно, "американская трагедия", трагедия тупых, сытых, темных и равнодушных ко всему на свете обывателей. Единственное, что накрепко вколочено в их сознание и подсознание - желание прославиться.

Фильм состоит из двух новелл, прослеживающих "творческие" судьбы учащихся и выпускников заштатного колледжа, естественно, мечтающих об этой самой славе. Ради нее героиня первой новеллы марает бумагу политкорректными дневниками, а чтобы набрать для них впечатлений, переходит из постели в постель: от однокашника, страдающего тяжелой формой церебрального паралича, к чернокожему преподавателю, лауреату Пулитцеровской премии. Последний, явно свихнувшийся на расовой почве, режет своим подопечным правду-матку и использует положение для коллекционирования белых партнерш из студенток, заставляя их во время совокупления выкрикивать мазохистские непристойности об удовольствии, какое они, белые, испытывают от соития с ним, негром.

Герой второй новеллы находит призвание не в литературе, а в кинодокументалистике, снимая никому не нужный фильм вроде бы про сегодняшних школьников, а на самом деле - про типичную семью, где толстяк папа если что и любит, так только поесть, мама - еврейка, чьи предки пострадали от холокоста, ничего вразумительного об этом самом холокосте не может сообщить детям, а дети живут своими жизнями, мечтая о той же славе: старший - между наркотическими глюками и гомосексусальными отрывами, средний - на футбольном поле, младший... О, младший - настоящий представитель "американской мечты", уже сейчас он настолько подловат и хитроват, что совершенно ясно: далеко пойдет!

Короткий, емкий, злой фильм Т. Солондза отнюдь не высмеивает американские нравы. Он скорее оплакивает американскую мечту, ставшую явью, невыносимой для тех, кого угораздило родиться в этой стране равных возможностей "с умом и талантом".

Рецензия: Виктор Распопин