историческая мелодрама
Продолжительность: 128 Великобритания 1968 Режиссер: А. Харви Продюсер: М. Полл Сценарий: Дж. Голдман (по собственной пьесе) В ролях: П. О' Тул, К. Хепбёрн, Э. Хопкинс, Т. Далтон, Дж. Мерроу, Дж. Кастл, Н. Сток, Н. Терри и др.
Музыка: Дж. Барри Оператор: Д. Слокомб
25.07.2002
1183 год от Р.Х., время заговоров и борьбы за английский трон между
действующим королем Генрихом II Плантагенетом и тремя его сыновьями:
Ричардом (будущим Львиным Сердцем), Джерри и Джоном (будущим королем
Иоанном Безземельным). Кроме них, в борьбе участвуют молодой король
Франции Филипп II Август и жена Генриха II Элеонора Аквитанская.
Исторически ситуация сложилась следующим образом: спустя шесть лет
Генрих умер, на трон взошел Ричард и отправился вместе с Филиппом
Августом в Крестовый поход. На обратном пути он попал в плен, и пока суд
да дело, принц Джон с тем же Филиппом Августом практически прибрали к
рукам его королевство (события подробно изложены в романе В. Скотта
"Айвенго"). Однако Ричард вернулся, возвратил себе наследство, простил
брата, а когда в 1199 г. умер, Джон был коронован и не слишком удачно
правил страной уже как Иоанн Безземельный.
Действие пьесы Дж. Голдмана и фильма А. Харви разворачивается за
шесть лет до смерти бравого короля Генриха II и рассказывает
мелодраматическую по сути историю его борьбы, с одной стороны, со старой
женой и молодой любовницей, с другой - с тремя без конца строящими
заговоры сыновьями и французским королем.
Итак, преемника необходимо назначить, но фактически передать трон
некому, ибо стареющий король умнее, талантливее, духовно и физически
сильнее своих молодых сыновей. Роковую ошибку шекспировского Лира Генрих
не повторяет, потому и действо в целом не имеет трагической силы и
красоты.
Мелодраматическая же окраска густеет в главных сценах фильма,
рассказывающих о сложных личных и политических взаимоотношениях Генриха
с женой, давно отлученной им не только от ложа, но и от двора. Элеонора
содержится в заключении на отдаленном острове и выпускается на волю раз
в году, на праздник Рождества. Но каждую свою ежегодную "увольнительную"
несгибаемая, все еще прекрасная старуха использует одновременно для
попыток политического заговора и возвращения если не на трон, то хотя бы
на свободу. При этом она по-прежнему любит своего Генриха, ради которого
три десятка лет назад бросила первого мужа, французского герцога. Да и
сам Генрих к некогда страстно любимой им женщине, матери означенных выше
его сыновей и многочисленных дочерей, умнице и своего рода "железной
леди" вряд ли совсем уж равнодушен. А та молодка, с кем он живет сейчас,
формально принадлежит не ему, а Ричарду: сестра Филиппа Августа, она
должна стать женой наследника и будущей королевой Британии. Но
Генрих-то, как уже было сказано, явно интереснее среднестатистических
(по фильму) сыновей...
Медленная, тягучая, не слишком насыщенная драматургически лента
время от времени взрывается яркими, я бы сказал, истерическими сценами в
духе Достоевского, когда герои, заигрываясь, режут друг другу всю
правду-матку и позволяют зрителям вдоволь наглядеться на их
малоприглядную подноготную, однако всё, что происходит, происходит как
бы не всерьез. Каждый из персонажей проигрывает свою красивую, но
заранее обреченную и потому как бы показную партию: Элеонора не вернет
любовь Генриха - ей нечем, ему незачем; малодееспособные наследники не
отберут у отца власть; любовница не станет женой. Лишь сам король сияет,
мучается и страдает по-настоящему: истинный лидер изначально обречен на
одиночество, истинный мудрец с годами все глубже осознает неизбежный
печальный финал - крах завоеваний и преходящесть всякой созидательной
политической деятельности. И мучительна, вымучена его показная
веселость, когда он прощается на очередной год с женой, отправляя ее
туда, откуда она накануне прибыла, ибо хоть на этот раз очередной
заговор не удался, он не первый и не последний - неудачники будут
продолжать свои бессмысленные и бесплодные попытки.
Средний по уровню драматургии и режиссуры этот фильм спасают
великолепные актеры, более того возводят его почти в разряд классики
кино, но лишь почти, поскольку даже дивное, вдохновенное мастерство
ярчайшей драматической звезды Голливуда Кэтрин Хепбёрн, блистательная
игра Питера О' Тула и участие таких мастеров, как Энтони Хопкинс и
Тимоти Далтон (кстати, сыгравший в "Льве зимой" свою первую роль в
большом кинематографе) не в состоянии заполнить зияющих пустот сценария
и продуманной, оригинальной режиссерской идеи...
Впрочем, можно было бы, конечно, вспомнить о времени выхода картины
на экраны - 1968-й, эпицентр молодежной эмансипации на Западе - и
присочинить ей от себя направляющую тему вечного и всегда современного
противостояния отцов и детей, но это было бы уж совершенной отсебятиной,
поскольку в рассматриваемом фильме ничего подобного нет.