мелодрама Продолжительность: 106 США - Россия 2000 Режиссер: А. Буравский Продюсер: Р. Шарон, Л.Загальский, И. Борисова Сценарий: А. Кустанович, А. Буравский В ролях: К. Кэррадайн, М. Руэл, М. Киршнер, Б.
Деннехи, Б. Пинчот, К. Хантер, Дж. Уирш и др.
Музыка: М. Дунаевский Оператор: В. Климов
25.07.2002
Неудачная попытка балансирования между жанрами киноромана, мюзикла
и любовной драмы в антураже исторического кино.
Американский танцор-чечеточник и певец, совершая гастрольное турне
по Европе, заезжает в Эстонию. На дворе 1939 год, и в прибалтийской
республике, противостоя друг другу, хозяйничают еврейский капитал и
фашистские отряды штурмовиков.
Американец покоряет таллинскую публику и в том числе красивую
невесту молодого местного богача. Девушка уходит от жениха к американцу,
учится танцевать, беременеет... и в одно прекрасное утро попадает в
тюрьму - по советско-германскому договору Прибалтика отходит к СССР.
Отчаянные попытки влюбленного артиста спасти ее приводят к тому
лишь, что он сам на долгие годы оказывается в ГУЛАГе, в то время как его
ученице удается-таки вырваться из лап НКВД и эмигрировать в США. Там
она, правда, нелепо погибает, успев родить дочь, с которой и встретится
двадцать лет спустя потерявший в лагерях ногу и последние иллюзии
старик-отец, благодаря хрущовской оттепели, джеклондоновской любви к
жизни и счастливой встрече с человечным дипломатом из американского
посольства добившийся возвращения на родину.
Делала этот фильм интернациональная бригада, сделала же совершенно
по-голливудски, то есть сняла очередную псевдоправдивую сказку по
принципу "окрошечного" цитирования старой доброй классики ("Однажды в
Америке" С. Леоне в сцене визуально-тактильного контакта героя с
фашистской "бандершей"; "Кабаре" Б. Фосса и др.), нагнетания жестокой
романтики и просто жестокости, чтобы завершить ремарковскую по духу
историю мелодраматическим исходом со слезой, коль скоро нельзя кончить
дело поцелуем. Особенно выразительны и показательны, разумеется,
ГУЛАГовские эпизоды, то пытающиеся визуально познакомить современного
американского зрителя с понятием "лагерная пыль", то развешивающие над
ним, вкусно похрустывающим поп-корном, тропическую клюкву совершенно в
духе "Графа Монте-Кристо", как, например, в сцене ночного захвата двумя
зэками лагерного красного уголка - чтобы потанцевать (это на
Колыме-то!), или в эпизоде самоампутации придавленной бревнами ноги,
произведенной героем посредством отрубания ее (собственной ноги выше
колена!) топором.
Может быть, молодому американскому зрителю, полагающему, что
Гитлера победил не советский народ, а союзническая армия США и
Великобритании, этот бред ("эпическая история любви и волнующее
незабываемое зрелище", как гласит аннотация "Союз-видео" на коробке) и
понравился, но вот вопрос: не стыдно ли господам Буравскому и
Кустановичу смотреть в глаза бывшим узникам сталинских лагерей?
Некоторые ведь еще живы и не впали в амнезию. И как быть с
солженицынским "Архипелагом", с шаламовскими "Колымскими рассказами" и
другими документальными свидетельствами жертв "века-волкодава"?
Нет, не совмещаются они - правда и "фабрика грез". Доказательством
тому недавние европейские хиты "Восток - Запад" Варнье и "Человек,
который плакал" Поттер. Доказательством тому и этот "первый российский
фильм, снятый в Голливуде". Зачем?