Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ТАНЦУЙ СО МНОЙ

мелодрама
Продолжительность: 106
США - Россия 2000
Режиссер: А. Буравский
Продюсер: Р. Шарон, Л.Загальский, И. Борисова
Сценарий: А. Кустанович, А. Буравский
В ролях: К. Кэррадайн, М. Руэл, М. Киршнер, Б. Деннехи, Б. Пинчот, К. Хантер, Дж. Уирш и др.
Музыка: М. Дунаевский
Оператор: В. Климов


25.07.2002

Неудачная попытка балансирования между жанрами киноромана, мюзикла и любовной драмы в антураже исторического кино.

Американский танцор-чечеточник и певец, совершая гастрольное турне по Европе, заезжает в Эстонию. На дворе 1939 год, и в прибалтийской республике, противостоя друг другу, хозяйничают еврейский капитал и фашистские отряды штурмовиков.

Американец покоряет таллинскую публику и в том числе красивую невесту молодого местного богача. Девушка уходит от жениха к американцу, учится танцевать, беременеет... и в одно прекрасное утро попадает в тюрьму - по советско-германскому договору Прибалтика отходит к СССР.

Отчаянные попытки влюбленного артиста спасти ее приводят к тому лишь, что он сам на долгие годы оказывается в ГУЛАГе, в то время как его ученице удается-таки вырваться из лап НКВД и эмигрировать в США. Там она, правда, нелепо погибает, успев родить дочь, с которой и встретится двадцать лет спустя потерявший в лагерях ногу и последние иллюзии старик-отец, благодаря хрущовской оттепели, джеклондоновской любви к жизни и счастливой встрече с человечным дипломатом из американского посольства добившийся возвращения на родину.

Делала этот фильм интернациональная бригада, сделала же совершенно по-голливудски, то есть сняла очередную псевдоправдивую сказку по принципу "окрошечного" цитирования старой доброй классики ("Однажды в Америке" С. Леоне в сцене визуально-тактильного контакта героя с фашистской "бандершей"; "Кабаре" Б. Фосса и др.), нагнетания жестокой романтики и просто жестокости, чтобы завершить ремарковскую по духу историю мелодраматическим исходом со слезой, коль скоро нельзя кончить дело поцелуем. Особенно выразительны и показательны, разумеется, ГУЛАГовские эпизоды, то пытающиеся визуально познакомить современного американского зрителя с понятием "лагерная пыль", то развешивающие над ним, вкусно похрустывающим поп-корном, тропическую клюкву совершенно в духе "Графа Монте-Кристо", как, например, в сцене ночного захвата двумя зэками лагерного красного уголка - чтобы потанцевать (это на Колыме-то!), или в эпизоде самоампутации придавленной бревнами ноги, произведенной героем посредством отрубания ее (собственной ноги выше колена!) топором.

Может быть, молодому американскому зрителю, полагающему, что Гитлера победил не советский народ, а союзническая армия США и Великобритании, этот бред ("эпическая история любви и волнующее незабываемое зрелище", как гласит аннотация "Союз-видео" на коробке) и понравился, но вот вопрос: не стыдно ли господам Буравскому и Кустановичу смотреть в глаза бывшим узникам сталинских лагерей? Некоторые ведь еще живы и не впали в амнезию. И как быть с солженицынским "Архипелагом", с шаламовскими "Колымскими рассказами" и другими документальными свидетельствами жертв "века-волкодава"?

Нет, не совмещаются они - правда и "фабрика грез". Доказательством тому недавние европейские хиты "Восток - Запад" Варнье и "Человек, который плакал" Поттер. Доказательством тому и этот "первый российский фильм, снятый в Голливуде". Зачем?

Рецензия: Виктор Распопин