комедийный вестерн
Продолжительность: 75 США 1926 Режиссер: Б. Китон, К. Брукман Продюсер: Дж.Шенк Сценарий: Б. Китон, К. Брукман В ролях: Б. Китон, М. Мэн, К. Кавендер, Дж. Фарлей, Ф. Рум, Ч.
Смит, Т. Ноп и др.
Музыка: Р. Израел Оператор: Д.Дженнингс, Б. Хайнс
25.07.2002
1861 год. Герой Бастера Китона - маленький смешной молодой
влюбленный южанин, машинист поезда с громким названием "Генерал",
безрезультатно пытается записаться добровольцем в армию. Его не берут, и
семейство невесты отворачивается от него, как от труса и дезертира.
Побеждающие северяне умыкают у машиниста невесту, а вместе с ней и
любимого "Генерала". Захватив другой поезд, герой бросается вдогонку за
похитителями, - и перед нами предстает комедийно-приключенческий
вестерн, родной дедушка сигаловского "Захвата-2".
Приключения в режиме non-stop, выявляющие недюжинное мужество и
неунывающую натуру истинного чемпиона и героя, завершаются положенным
хэппи эндом, а кульминационный эпизод - пребывание героя под столом в
ставке противника - стал просто-таки хрестоматийным. Во всяком случае,
был, можно сказать, буква в букву повторен во множестве позднейших лент,
среди которых и такая сверхпопулярная в 60-е, как "Фанфан-тюльпан"
Кристиана Жака. Да и Серджо Леоне в "Хорошем, плохом, злом" нет-нет да и
процитирует старого "Генерала".
Эту замечательно смотрящуюся и сегодня картину Бастер Китон делал
не только как актер, но и как режиссер. Может быть, поэтому фильм
чересчур содержателен для комедийного вестерна, слишком драматичен и
порой даже серьезен. Оттого, наверное, в свое время и провалился в
американском прокате. Зато сейчас его смотреть - одно удовольствие: и
легко, и изящно, и трюки натуральные (кстати, полностью выполненные
самим Китоном), и где-то подсознательно ощущаешь, чего всё это стоило
"неулыбчивому" комику.
Вот что пишет о фильме современный киновед: "С величайшей
скрупулезностью Китон воспроизвел для экрана рисунки Мэттью Бреди, нашел
пушки времен войны, костюмы шил чуть ли не сам. В съемках принимали
участие 500 человек Аризонской гвардии. Переправу северян через реку
снимали общим планом. Лошади обезумели от грохота орудий. Кто-то из
статистов случайно наступил на колышек с миной. Всего на съемках
пострадали девять человек. Виноватым, конечно, сделали Китона. А под
конец на площадке случился пожар, была ночь, и Бестер в одних трусах
самоотверженно боролся с огем. Словом, южане войну проиграли, а фильм
вышел на экраны и не окупился" (Из статьи Олега Косолапова "Генерал"
/"Первый век кино". М.: Локид, 1996. С. 34).
Самое главное, что понимаешь, вглядываясь в этот старый черно-белый
фильм: "великий немой" был воистину великим, потому что не позволял
зрителям расслабиться, отвлечься ни на секунду. Каждое мгновение на
экране что-то происходит, что-то важное, обязательное, может быть, самое
главное. Отвернешься, зазеваешься - выпадешь из процесса, надо будет
начинать все с начала. И для ленивого, неподготовленного, не любящего
утруждать свое внимание зрителя такой просмотр может оказаться
неожиданно нелегким. Но в конечном счете, если потрудиться, - полезным и
очень-очень интересным.
Одним словом, "Генерал" - истинная классика не только жанра и
Голливуда, но и мирового кинематографа в целом.