комедия
Продолжительность: 65 США 1927 Режиссер: Дж. Хорни Продюсер: Дж. Шенк Сценарий: К. Харбоу, Б. Рой, Х. Брэнд В ролях: Б. Китон, А. Корнуолл, Ф. Брамли, Х. Гудвин,
Ш. Эдвард, Ф. Тернер и др. Музыка: Дж. Мури Оператор: Д. Дженнингс, Б. Хайнс
25.07.2002
Комедии бывают веселые, грустные, ироничные, сатирические,
пародийные и разные другие. Бастер Китон, один из родоначальников
кинокомедии, - печальный клоун по-преимуществу. Недаром же он никогда не
улыбался на экране. Но фильмы у него были разные, хотя и неизменно
трюковые. "Колледж" можно отнести к смешным комедиям. Гэги "задаются" во
всех смыслах слова и с самого начала ленты.
А начало - выпускной вечер в школе, где герою, как самому умному
ученику, предстоит выступать с благодарственной речью к руководству.
Отнюдь не богатая мать не может приобрести для сына приличный костюм, и
тот, который они покупают, на наших глазах съеживается и разлезается по
швам уже по пути на выпускной, потому что в этот момент над городом, как
назло, разражается тропический ливень.
Щупленький и невысокий, но мужественный герой Китона находит,
однако, в себе силы произнести долгую, очевидно, сбивчивую речь, как в
дальнейшем, поступив в колледж и насмерть влюбившись в типичную куколку
20-х годов, находит в себе силы покорить спортивные вершины, буквально
начав с нуля. Основное содержание фильма как раз и посвящено этим
проявлениям мужественного упрямства молодого человека, пытающегося
укротить легкоатлетические снаряды, бейсбольную площадку и
лодку-восьмерку - все, в общем, для того же - чтобы покорить "сердце
красавицы", как давно известно, "склонное к измене".
Жанр требует хэппи энда. Таковым фильм и завершается, как и все
прочие ленты Китона. Картина хороша сама по себе, а пуще всего тем, что
наглядно показывает: в голливудском кино ни с приходом звука, ни с
появлением цвета ничего существенного за 75 лет не изменилось. Все было
задано, рассказано и показано поколением Гриффита и Сеннетта, Чаплина и
Китона: и сюжет, и зрелищное содержание, и мораль. То есть еще в те годы
был установлен стандарт. Правда, сегодня эти старые ленты не выглядят ни
стандартными, ни тем более шаблонными, наоборот, короткие и насыщенные
действием, они зачастую смотрятся с бОльшим интересом, чем
драматургически вялые, жанрово и идейно неопределенные, перегруженные
неживыми электронными спецэффектами комедии и боевики 90-х.
И главное: в фильмах Бастера Китона всегда наличествует человек. Не
персонаж, не герой, а именно человек "с лица необщим выраженьем",
обладающий одновременно истинным мужеством и печально-мечтательным
взглядом огромных всепонимающих глаз этакого постдекадентского Пьеро,
пережившего Первую мировую и эмигрировавшего в Новый Свет, чтобы начать
жить заново.