Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





КОЛЛЕДЖ

комедия
Продолжительность: 65
США 1927
Режиссер: Дж. Хорни
Продюсер: Дж. Шенк
Сценарий: К. Харбоу, Б. Рой, Х. Брэнд
В ролях: Б. Китон, А. Корнуолл, Ф. Брамли, Х. Гудвин, Ш. Эдвард, Ф. Тернер и др.
Музыка: Дж. Мури
Оператор: Д. Дженнингс, Б. Хайнс


25.07.2002

Комедии бывают веселые, грустные, ироничные, сатирические, пародийные и разные другие. Бастер Китон, один из родоначальников кинокомедии, - печальный клоун по-преимуществу. Недаром же он никогда не улыбался на экране. Но фильмы у него были разные, хотя и неизменно трюковые. "Колледж" можно отнести к смешным комедиям. Гэги "задаются" во всех смыслах слова и с самого начала ленты.

А начало - выпускной вечер в школе, где герою, как самому умному ученику, предстоит выступать с благодарственной речью к руководству. Отнюдь не богатая мать не может приобрести для сына приличный костюм, и тот, который они покупают, на наших глазах съеживается и разлезается по швам уже по пути на выпускной, потому что в этот момент над городом, как назло, разражается тропический ливень.

Щупленький и невысокий, но мужественный герой Китона находит, однако, в себе силы произнести долгую, очевидно, сбивчивую речь, как в дальнейшем, поступив в колледж и насмерть влюбившись в типичную куколку 20-х годов, находит в себе силы покорить спортивные вершины, буквально начав с нуля. Основное содержание фильма как раз и посвящено этим проявлениям мужественного упрямства молодого человека, пытающегося укротить легкоатлетические снаряды, бейсбольную площадку и лодку-восьмерку - все, в общем, для того же - чтобы покорить "сердце красавицы", как давно известно, "склонное к измене".

Жанр требует хэппи энда. Таковым фильм и завершается, как и все прочие ленты Китона. Картина хороша сама по себе, а пуще всего тем, что наглядно показывает: в голливудском кино ни с приходом звука, ни с появлением цвета ничего существенного за 75 лет не изменилось. Все было задано, рассказано и показано поколением Гриффита и Сеннетта, Чаплина и Китона: и сюжет, и зрелищное содержание, и мораль. То есть еще в те годы был установлен стандарт. Правда, сегодня эти старые ленты не выглядят ни стандартными, ни тем более шаблонными, наоборот, короткие и насыщенные действием, они зачастую смотрятся с бОльшим интересом, чем драматургически вялые, жанрово и идейно неопределенные, перегруженные неживыми электронными спецэффектами комедии и боевики 90-х.

И главное: в фильмах Бастера Китона всегда наличествует человек. Не персонаж, не герой, а именно человек "с лица необщим выраженьем", обладающий одновременно истинным мужеством и печально-мечтательным взглядом огромных всепонимающих глаз этакого постдекадентского Пьеро, пережившего Первую мировую и эмигрировавшего в Новый Свет, чтобы начать жить заново.

Рецензия: Виктор Распопин