Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу




ТИТУС

трагедия
Продолжительность: 163
США - Италия - Хорватия 1999
Режиссер: Дж. Тэймор
Продюсер: Дж. Тэймор, Дж. Паттон, К. Айролди
Сценарий: Дж. Тэймор (по трагедии У. Шекспира)
В ролях: : Э. Хопкинс, Дж. Ланж, А. Камминг, Х. Ленникс, Дж. Рис-Майерс, М. Рис, К. Уэллс, О. Джонс, М. Рапотес и др.
Музыка: Э. Голдентал
Оператор: Л. Товоли


11.06.2002

Ранняя трагедия Шекспира "Тит Андроник", по которой снят этот фильм, вещь настолько для великого драматурга слабая, что ряд шекспироведов сомневается в верности атрибуции. Тем не менее многие мотивы и сюжетные перипетии "Андроника" уже содержат то, что впоследствии будет развито в вершинных произведениях британского гения: в "Короле Лире", "Отелло", "Макбете". Да и в стихах, в целом еще слабых, кое-где уже проскальзывает шекспировская глубина и лаконичность.

Сюжет, как это в целом характерно для творчества драматурга, неоригинален. Пьеса рассказывает о римском полководце Тите Андронике, победителе готов, с триумфом возвращающемся в Рим в тот момент, когда умер цезарь, и на трон претендуют два его сына, как и должно быть, плохой и хороший. Подобно Лиру, Андроник совершает роковую ошибку: желая избегнуть гражданских волнений в стране, он отказывается от власти сам и, более того, отдает свой решающий голос за худшего из братьев. Ему же он отдает руку своей дочери, невесты другого брата.

Совершив эту ошибку, полководец отправляется хоронить убитых в войне с готами римлян, а заодно и совершать жертвоприношение богам, для чего он жесточайшим образом казнит военачальника побежденного противника - сына готской королевы, не обращая внимания на мольбы несчастной матери.

Эта ошибка и эта жестокость даром Андронику не проходят: в лице королевы он обретает этакую леди Макбет - коварную и жестокую мстительницу, а новый цезарь не прощает ему ни популярности у народа, ни нелюбви его дочери.

Дальнейшее содержание трагедии представляет собой последовательность предательств, подлостей и изуверств, в результате которой насилию, членовредительству, а в конце концов и жестокой смерти будут преданы все ее персонажи. Мучительства, пытки, казни и просто убийства представлены в этом действе во всем мыслимом и немыслимом разнообразии: от группового изнасилования и отрезания языка и рук до такой "экзотики", как угощение матери мясным пирогом с начинкой из трупов ее сыновей.

В фильме - на удивление качественном! - все эти "прелести", естественно, представлены в полном изобилии, но он тем не менее не выглядит чрезмерно жестоким. Жестокость умягчается искусством оператора и, главное, художника картины, Данте Ферретти, предложившего такой насыщенный и разнообразный видеоряд, что глазу есть где отдохнуть, отвлечься и даже увлечься совсем не тем, о чем в пьесе рассказывается. Это и яркая мозаичная эротика на стенах терм, и скудный, холодный, но оттого не менее волнующий ландшафт, и необыкновенно красиво освещенная лесная поляна, и неожиданные архитектурные ракурсы. Камере в унисон работают и запоминающаяся музыка, и стихи. Последние здесь выглядят вполне уместными, несмотря на то, что действие происходит вовсе не в Древнем Риме, но в Риме разных эпох, или, точнее, в Вечном городе, в городе Всегда. Подобно тому, как в "Покаянии" Тенгиза Абуладзе, по одним и тем же улицам Тифлиса в одно и то же время разъезжают конные средневековые ландскнехты и жирномордые энкаведешники в черных автомобилях, здесь совмещаются просто варварство и варварская цивилизация: мечи и арбалеты с наганами и пулеметами, медные панцири с женским бельем от Кардена.

Высокий художественный уровень в немалой степени обеспечивают и сильные актерские работы, особенно хороши даже не первостепенные звезды Голливуда Э. Хопкинс (Тит Андроник) и Дж. Ланж (Тамора, королева готов), а исполнители ролей злодеев: А. Каммингс, блестяще играющий молодого цезаря Сатурнина, в облике которого прочитываются одновременно и Гитлер, и Муссолини, и темнокожий Х. Ленникс - так сказать, Яго в обличии Отелло.

Кроме прочего, лента Джули Теймор еще и по делу цитатна. Режиссер отсылает зрителя то к всемирно популярному полтора десятка лет назад "Покаянию" Т. Абуладзе, то к хиту двух-трехлетней давности "Ромео + Джульетта" Б. Лурмана, постоянно подчеркивая идеи о повторяемости, непреходящести в этом мире, во-первых, зла, во-вторых - актуальности шекспировских пьес, указанное зло одновременно осуждающих и воспевающих.

Разумеется, "Титус" - не шедевр, как не шедевр и его литературный первоисточник, но это, пожалуй, одна из редких экранизаций, в художественном отношении первоисточник превосходящих.

Рецензия: Виктор Распопин