Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ПЯТЬ ЛЕГКИХ ПЬЕС

драма
Продолжительность: 94
США 1970
Режиссер: Б. Райфелсон
Продюсер: Б. Райфелсон, Р. Уэшлер
Сценарий: Э. Джойс, Б. Райфелсон
В ролях: Дж. Николсон, К. Блэк, Л. Смит, С. Энспач, Б. "Грин" Буш, Х. Каллианиотис, Р. Уайт, И. Дэйли, Р. Стал и др.
Музыка: Ф. Шопена, И.С. Баха, В.А. Моцарта
Оператор: Л. Ковач


13.06.2002

Притча о блудном сыне на лад американских "рассерженных" семидесятых. Впрочем, скорее не рассерженных уже, а растерянных.

Герой - одаренный музыкант из артистической богатой семьи. Несколько лет назад Бобби Дьюпи, вероятно, влился в волну молодежной эмансипации и, покинув отчий дом, пустился в свободный полет. В начале фильма мы видим его вкалывающим на буровой, сожительствующим с пустоватой капризной мещаночкой, этакой пухлогубой секси, одинаково классно играющим в покер и кегли, еще как бы свободным, но уже не юным и, значит, хотя бы подсознательно ищущим некоторого постоянства. Таких людей раньше называли "ни барин, ни мужик". Ну не смотрится герой Николсона ни работягой, ни шулером. Не смотрится и артистом, когда впервые проявляет свою выучку, вдохновенно играя Шопена на перевозимом в кузове грузовика расстроенном пианино.

Человек не без таланта, но без места, без цели, без ориентиров, он являет собой как бы выжившего, постаревшего и разочаровавшегося героя "Беспечного ездока".

Случайно встретившись с сестрой, не слишком способной пианисткой, пытающейся зарабатывать на киностудии озвучиванием фильмов, и узнав от нее о тяжелой болезни отца, Бобби испытывает укоры совести и намеревается, подавив нежелание, навестить роодительский дом. Но пухлогубая подружка воспринимает его отлучку, как разрыв, и герой вынужден взять ее с собой.

Они долго едут по автобану в неновой машине, ссорятся и мирятся, говорят ни о чем, потому что им не о чем говорить: она хочет замуж, но не может надеяться на своего спутника; он тоже мог бы остепениться, но эта женщина - ему не пара. По пути они подбирают двух попавших в аварию лесбиянок и долго выслушивают пламенные речи одной из них об экологии, о том, как чиста природа и как грязен человек: дамочки едут на Аляску, туда, где белый снег. Эти речи, по-видимому, что-то новое для героя Николсона: он слушает женщину внимательно и серьезно.

Оставив подружку в мотеле и пообещав позвонить ей через пару дней, блудный сын возвращается в отчий дом, где находит разбитого параличом отца, не способного ни узнать сына, ни услышать его, ни тем более понять. Кроме старика, в доме живут ухаживающий за ним (и для души - за сестрой героя) здоровяк-медбрат, бывший матрос, а также брат героя - талантливый скрипач, потерявший возможность играть на скрипке вследствие травмы позвоночника и теперь зарабатывающий уроками игры на фортепьяно. Уроки эти он дает холодноватой, как английская леди, красавице, в которую наш герой сразу же влюбляется, увидев в перспективном романе возможность если не напрашивающегося возвращения в родную среду, то по крайней мере перемены участи.

Однако, быстро добившись плотской взаимности посредством блестяще исполненной пьесы Шопена и неотразимого сексуального напора, блудный сын узнает о том, что женщина - не просто ученица, а невеста его брата, да и сама она не горит желанием связывать свою жизнь с человеком без определенных занятий. К тому же заждавшаяся пухлогубая подружка не выдерживает одиночества и без приглашения является в дом героя, где сразу же возникает напряженность, вызванная ее развязностью и непосредственностью, вступающими в противоречие с чопорностью хозяев и гостей. Ситуация взрывается истерикой не выдержавшего испытания стыдом за поведение окружающих и собственную никчемность героя и его дракой с буйволом-медбратом.

Побитому Бобби остается испытать еще одно разочарование: он осуществляет бессмысленную попытку покаяться, примириться с отцом, почувствовать себя истинным и прощенным библейским блудным сыном. Увы, благообразный, седой, как лунь, старик - уже не человек, а просто полуживое существо.

Возвращаясь несолоно хлебав туда, откуда приехал, с трудом терпя перманентные капризы пухлогубой спутницы, бывший музыкант и бывший рабочий, бывший "беспечный ездок" и бывший бунтарь, тридцатилетний нетипичный американец начала 70-х останавливает машину на перепутье трех дорог, у автозаправки, и, пока его подружка бегает за бутербродами, оставив ей автомобиль и все деньги, что у него были, напрашивается в попутчики шоферу лесовоза, едущему на Аляску, туда, где белый снег.

Хороший фильм, необычный для Голливуда, красивый и умный, он по-настоящему раскрывает дарование Джека Николсона, но и не только. Все актеры хороши, а саундтрек, противопоставляющий в полном соответствии с характерами персонажей классическую фортепьянную музыку с попсовыми песенками, работает как второй главный герой.

Пять "легких" пьес Шопена, Баха и Моцарта, пять мужских и пять женских персонажей фильма - какая в этом символика? Может быть, просто пятиактная короткая драма человеческой жизни, где каждый акт, каждый герой и каждая пьеса - отдельная судьба, отдельный эпизод, отдельная драма, вместе составляющие трагикомическую историю заблудшего поколения наших отцов, западных шестидесятников, таких талантливых, таких одиноких и таких обреченных всегда искать и никогда не находить.

Рецензия: Виктор Распопин