черная комедия
Продолжительность: 118 Англия - Нидерланды 1988 Режиссер: П. Гринуэй Продюсер: К. Кассандер Сценарий: П. Гринуэй В ролях: Б. Халл, Дж. Плаурайт,
Дж. Стивенсон, Дж. Ричардсон, Дж. Эдвардс и др.
Музыка: М.
Найман, Д. Уигман Оператор: С. Верни
13.06.2002
Питер Гринуэй - профессиональный художник, пришедший в кино, чтобы
доказать: это искусство визуальное, а не драматическое. Всеми своими
фильмами английский режиссер как бы восстанавливает в правах "великого
немого", предлагая зрителю вариации "оживших фотографий", точнее,
оживающих художественных полотен. Если в "Контракте рисовальщика" это
пейзажи британских живописцев XVIII века, то в "Отсчете утопленников"
приходят в движение скорее картины французских художников второй
половины XIX столетия и модернистов начала века ХХ: пейзажи, натюрморты
и портреты толстых, волосатых, некрасивых, большею частью немолодых
людей.
По жанру "Отсчет утопленников" - черная абсурдистская комедия,
пожалуй, даже фарс о сытых, скучающих и сексуально неудовлетворенных
мещанах, то ли живущих, то ли отдыхающих в диком приморском уголке.
Несколько разновозрастных женщин, представительниц одного клана,
методично и последовательно утопляют надоевших им мужчин, пользуясь
похотливым расположением к ним соседа-патологоанатома, в одиночку
воспитывающего сына-подростка и выписывающего обеляющие соседок
заключения о гибели их мужей в результате несчастного случая.
Жертвы, вообще говоря, вполне заслуживают утопления. Но не меньше
заслуживают того же и их убийцы. И, разумеется, сам доктор. И даже его
сын, страдающий двумя маниями: пронумеровав, систематизировать смерть во
всех ее вариациях (от поваленных деревьев и сдохших коров до соседских
мужских особей) и выяснить смысл обряда обрезания. Когда все мужские
персонажи картины будут благополучно утоплены и преданы кремации, а счет
пронумерованных смертей дойдет до круглой сотни, отрок собственноручно
произведет над самим собой древнеиудейский обряд инициации и повесится
на старом дуплистом дереве в саду.
Что, помимо того, означают все эти цифровые загадки, можно лишь
догадываться. Говорят, Гринуэй на такого пытливого зрителя и
рассчитывает. Картины каких конкретно художников, помимо увидевшегося
мне К. Коро и достаточно явно читающегося С. Дали, оживляет Гринуэй,
равно и какие фильмы он цитирует, пусть толкуют искусствоведы. Впрочем,
где Дали - там, понятно, и Бунюэль (дохлые коровы - точно из
"Андалусского пса"), ну а без цитат из Феллини, наверное, ни один
значительный современный режиссер не обходится (здесь мелькнули хоровод
на причале из "8 1/2" и сидение сумасшедшего в раскидистой древесной
кроне из "Амаркорда").
Кроме живописности, "Отсчет утопленников", как и вообще все фильмы
Гринуэя, музыкален, вернее сопровожден едва ли не единственной, но очень
красивой и тревожной запоминающейся мелодией - ведущим лейтмотивом всех
перипетий действа. В общем, зрелище это замечательное, безусловно
авторское, оригинальное и талантливое, а для кинематографа двух
последних десятилетий, все более и более усредняющегося, утрачивающего
вместе с национальным колоритом и общую культуру, - едва ли не
уникальное и потому, разумеется, классическое.