драма
Продолжительность: 114 Италия - Франция - Англия 1965 Режиссер: В. Дзурлини Продюсер: М. Эргас Сценарий: Л. Бенвенутти, В. Дзурлини и др.
(по роману У. Пиро) В ролях: М. Адар, А. Карина, М. Лаффт, Л. Массари, В.
Морриконе, А. Гаврич, А. Ранчич, М. Прерадович, Г. Альберти, М. Дравич и
др.
Музыка: М. Машинбено Оператор: Т. делли Колли
18.06.2002
1940 год. Итальянские солдаты в оккупированной Греции. 28-летний
лейтенант получает задание развезти по гарнизонам новый набор
проституток. В кузове грузовика размещается дюжина молодых голодных
гречанок, а в попутчики лейтенанту и его шоферу набивается бравый
майор-чернорубашечник. Сюжет фильма и составляет их опасное, исполненное
внутреннего и внешнего драматизма путешествие по горным дорогам
оккупированной и уже сдавшейся страны, в которой, однако, не умерло
Сопротивление.
Но речь в картине, конечно, не столько о самом путешествии, сколько
о людях на войне, о психологии мужчин и женщин, о том, что первые перед
лицом смерти, как правило, преображаются, проявляя чудеса стойкости и
героизма, либо теряя от страха весь внешний лоск, а вторые - просто
остаются людьми, сильными в слабости своей, мужественными в
женственности, всепрощающими и святыми грешницами. Они очень разные, эти
несчастные Магдалины из униженной маленькой страны, некогда подарившей
Старому Свету его культуру (а в первую очередь передавшие ее римлянам -
оккупантам и предкам оккупантов нынешних): контактные и замкнутые,
красивые и дурнушки. И тем отличаются от, в общем-то, одинаковых мужчин,
с которыми им приходится путешествовать, есть и спать. Хотя и среди
последних совсем плохих людей тоже нет, даже фашист-чернорубашечник не
до конца бесчеловечен. Плохими их делает война, точно так же, как и
проститутками этих женщин тоже сделала война.
- Ты знаешь, что такое голод? - спрашивает одна из них главного
героя, человека на редкость совестливого и интеллигентного.
- Да, - отвечает он. - Я слышал об этом.
- Тогда ты ничего не знаешь, - заключает она...
Все мы помним повесть Б. Васильева "А зори здесь тихие" и ее
экранизацию, снятую С. Ростоцким, фильм, ставший классикой нашего кино.
Там тоже рассказывается о подвиге женщин на войне, о чистых советских
девушках, одна за другой жертвующих собой во имя Победы. Фильм Валерио
Дзурлини был раньше и вроде бы о другом, во всяком случае, о других
женщинах. На самом деле он о том же - о безымянном подвиге человечности,
единственном, что может противопоставить культура кровавому хаосу
разрушения, о неистребимой силе жизни, заключенной именно в женщине,
святой и грешной.
Дивный мелодический лейтмотив, потрясающая операторская работа,
хорошие актеры - всё это если не продолжает неувядающую красоту и силу
неореалистического кино, то, по крайней мере, талантливо напоминает о
нем.
Впрочем, может быть, сегодняшний молодой зритель с недоверчивостью
отнесется к характерам персонажей старой ленты, или даже не поверит в их
психологическую подлинность. Но люди 20-х, 30-х, 40-х были, судя по
литературе и кинематографу, именно такими. Разобщеннность, крайний
индивидуализм и философские выкладки экзистенциализма поразили широкие
массы после Великой войны и не в малой степени как ее следствие. Здесь
же мы видим тех, кто родился между двумя мировыми бойнями ХХ века, тех,
кто был или мог быть нашими дедами и прадедами. И эти точные, яркие
психологические портреты - может быть, лучшее в картине Дзурлини, без
всякого сомнения, входящей в "золотой фонд" мирового кино.