Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





НАУДАЧУ, БАЛЬТАЗАР

драма
Продолжительность: 91
Франция - Швеция 1966
Режиссер: Р. Брессон
Продюсер: М. Бодард
Сценарий: Р. Брессон
В ролях: А. Вяземская, У. Грин, Ж.-К. Жильбер, Ж. Сандье, Ж. Сорбе, Ф. Ляфаракс и др.
Музыка: Ф. Шуберта
Оператор: Г. Клоке


25.06.2002

Робер Брессон - классик французского и мирового кино, и фильм "Наудачу, Бальтазар", показанный каналом "Культура" 15 июня 2002 г., тоже, конечно, классика, но, пожалуй, все-таки не шедевр. Хотя и очень хорошая, серьезная, мастерская черно-белая лента, совершенно типичная как для самого Брессона, так и для всего авторского кинематографа.

В предшествующей фильме короткой передаче известный кинокритик Кирилл Разлогов упомянул настоящие шедевры режиссера - "Дневник сельского священника", "Приговоренный к смерти бежал", "Карманник", "Процесс Жанны д' Арк". Два последних фильма даже были представлены небольшими отрывками, наглядно являющими высочайшее и глубоко оригинальное искусство старого мастера.

Художественные принципы Брессона: дотошное и одновременно поэтичное бытописательство и глубокий психологизм, достигающийся с помощью пристального внимания к мелочам и деталям, проявляемым не только визуально, но и, в первую очередь, аудиально (в данном случае - жалким, надрывным, печальным криком осла, звучащим еще до первых кадров картины), и принципиального отказа режиссера работать с профессиональными актерами. Он умел найти необходимый контакт с людьми других профессий, исполнявшими в его фильмах главные и эпизодические роли, умел заставить их делать то, что ему, автору, вглядывающемуся и вслушивающемуся в постоянно меняющуюся, но в чем-то всегда неизменную нашу жизнь, было нужно. Иные из этих непрофессионалов позднее становились актерами, иные - нет, но почти все зрителю запоминались, подобно тому, как запоминались лица людей, исполнявших роли или просто мелькавших в лентах Феллини и Пазолини. Так, запоминаются и исполнители ролей в фильме "Наудачу, Бальтазар", особенно, конечно, носительница столь говорящей для слуха культурного русского фамилии - Анна Вяземская.

Но главную роль в этом фильме исполнил не человек, а осёл по кличке Бальтазар, терпеливое и незлобивое существо, по ходу ленты переходящее из одних рук в другие, подобно тому, как это происходило с непутевым Луцием, героем романа "Метаморфозы" античного классика Апулея. "Метаморфозы", однако, мягкая сатира, своего рода пикареска, чего не скажешь о фильме Брессона. Это скорее лирическая драма с заданным изначально печальным финалом, по ходу которой все ее персонажи - и осёл, и люди - расстаются с иллюзиями, неизбежно возникающими в более-менее счастливом детстве каждого.

Так, милого, обласканного детскими ручонками мохноногого жеребенка, после того как часть детей уезжает из деревни, где они проводили лето, взрослые хозяева жесточайшим образом приучают к упряжке; так, подросши, сами эти бывшие милые дети сталкиваются с родительским сопротивлением вспыхнувшей между ними любви, с жестокостью окружающих и социальной системы в целом. Герой вырастает слишком мягким, не способным к борьбе за жизнь человеком, героиня фильма, отчаявшись, идет по рукам, осёл, как уже было сказано, тоже. Причем эти руки, как правило, одни и те же.

В финале картины вместе с вырождением деревни разоряется и физически гибнет вся семья несчастной девушки, гибнет и она сама, падает на горной дороге посреди безмозгло топчущейся вокруг подыхающего Бальтазара отары овец и дряхлый изработавшийся осёл - как символ разрушения старого, пусть не очень доброго, но милого нашей памяти мира. Мира, которого больше нет. А может, и не было никогда, ведь детские годы - это не реальность, это то, что - до реальности, перед реальностью, из мрачной глубины которой, как во сне, мы и вспоминаем о былом (да и бывшем ли вообще?) счастье.

Рецензия: Виктор Распопин