драма
Продолжительность: 91 Франция - Швеция 1966 Режиссер: Р. Брессон Продюсер: М. Бодард Сценарий: Р. Брессон В ролях: А. Вяземская, У. Грин, Ж.-К.
Жильбер, Ж. Сандье, Ж. Сорбе, Ф. Ляфаракс и др.
Музыка: Ф.
Шуберта Оператор: Г. Клоке
25.06.2002
Робер Брессон - классик французского и мирового кино, и фильм
"Наудачу, Бальтазар", показанный каналом "Культура" 15 июня 2002 г.,
тоже, конечно, классика, но, пожалуй, все-таки не шедевр. Хотя и очень
хорошая, серьезная, мастерская черно-белая лента, совершенно типичная
как для самого Брессона, так и для всего авторского кинематографа.
В предшествующей фильме короткой передаче известный кинокритик
Кирилл Разлогов упомянул настоящие шедевры режиссера - "Дневник
сельского священника", "Приговоренный к смерти бежал", "Карманник",
"Процесс Жанны д' Арк". Два последних фильма даже были представлены
небольшими отрывками, наглядно являющими высочайшее и глубоко
оригинальное искусство старого мастера.
Художественные принципы Брессона: дотошное и одновременно поэтичное
бытописательство и глубокий психологизм, достигающийся с помощью
пристального внимания к мелочам и деталям, проявляемым не только
визуально, но и, в первую очередь, аудиально (в данном случае - жалким,
надрывным, печальным криком осла, звучащим еще до первых кадров
картины), и принципиального отказа режиссера работать с
профессиональными актерами. Он умел найти необходимый контакт с людьми
других профессий, исполнявшими в его фильмах главные и эпизодические
роли, умел заставить их делать то, что ему, автору, вглядывающемуся и
вслушивающемуся в постоянно меняющуюся, но в чем-то всегда неизменную
нашу жизнь, было нужно. Иные из этих непрофессионалов позднее
становились актерами, иные - нет, но почти все зрителю запоминались,
подобно тому, как запоминались лица людей, исполнявших роли или просто
мелькавших в лентах Феллини и Пазолини. Так, запоминаются и исполнители
ролей в фильме "Наудачу, Бальтазар", особенно, конечно, носительница
столь говорящей для слуха культурного русского фамилии - Анна Вяземская.
Но главную роль в этом фильме исполнил не человек, а осёл по кличке
Бальтазар, терпеливое и незлобивое существо, по ходу ленты переходящее
из одних рук в другие, подобно тому, как это происходило с непутевым
Луцием, героем романа "Метаморфозы" античного классика Апулея.
"Метаморфозы", однако, мягкая сатира, своего рода пикареска, чего не
скажешь о фильме Брессона. Это скорее лирическая драма с заданным
изначально печальным финалом, по ходу которой все ее персонажи - и осёл,
и люди - расстаются с иллюзиями, неизбежно возникающими в более-менее
счастливом детстве каждого.
Так, милого, обласканного детскими ручонками мохноногого жеребенка,
после того как часть детей уезжает из деревни, где они проводили лето,
взрослые хозяева жесточайшим образом приучают к упряжке; так, подросши,
сами эти бывшие милые дети сталкиваются с родительским сопротивлением
вспыхнувшей между ними любви, с жестокостью окружающих и социальной
системы в целом. Герой вырастает слишком мягким, не способным к борьбе
за жизнь человеком, героиня фильма, отчаявшись, идет по рукам, осёл, как
уже было сказано, тоже. Причем эти руки, как правило, одни и те же.
В финале картины вместе с вырождением деревни разоряется и
физически гибнет вся семья несчастной девушки, гибнет и она сама, падает
на горной дороге посреди безмозгло топчущейся вокруг подыхающего
Бальтазара отары овец и дряхлый изработавшийся осёл - как символ
разрушения старого, пусть не очень доброго, но милого нашей памяти мира.
Мира, которого больше нет. А может, и не было никогда, ведь детские годы
- это не реальность, это то, что - до реальности, перед реальностью, из
мрачной глубины которой, как во сне, мы и вспоминаем о былом (да и
бывшем ли вообще?) счастье.