драма
Продолжительность: 89 США - Германия 1927 Режиссер: Ф.В. Мурнау Продюсер: Сценарий: К. Майер (по рассказу Г. Зудерманна
"Путешествие в Тильзит") В ролях: Дж. О' Брайен, Дж. Гейнор, М. Ливингстоун и др.
Дж. О' Брайен, Дж. Гейнор, М. Ливингстоун и др.
Музыка: Оператор: К. Штрусс, Ч. Рошер
26.06.2002
Первый голливудский фильм Фридриха Вильгельма Мурнау, крупнейшего
немецкого режиссера, одного из гениев немого кино, ранее снявшего
знаковые ленты "Путешествие в ночь", "Замок Фогелёд", "Носферату -
симфония ужаса", "Последний человек", "Фауст". "Восход солнца" получился
одновременно фильмом, характерным и для высокообразованного (Мурнау был
доктором философии Гейдельбергского университета, затем актером и
режиссером берлинского "Дойчес театра", руководимого самим Максом
Рейнхардтом) европейского режиссера, и очень американским, я бы сказал,
драйзеровским по духу. Ч. Чаплин охарактеризовал эту ленту, как фильм,
возносящий "немое кино до уровня абсолютного совершенства".
Сюжет картины в следующем. Декадентского вида красотка приезжает на
отдых в калифорнийскую деревню и, влюбив в себя молодого, недавно
женатого фермера, подговаривает его утопить жену, для чего он должен
устроить лодочную прогулку, заранее припрятав на суденышке связку
тростника, с помощью которого убийца спасется сам и отведет подозрения
следствия. Сходя с ума от страсти к чернокудрой горожанке и мук совести,
парень почти осуществляет дикий план, но в последний момент приходит в
себя и в долгом путешествии по городу, куда они с женой попадают едва ли
не впервые, искренним раскаянием восстанавливает доверие своей милой
светловолосой спутницы. Однако злодеяние, пусть и не исполненное, но
все-таки замышляемое, наказуемо, и в дело вступает Рок, насылая на
возвращающихся в полной идиллии супругов ураган. Долгая и тщетная борьба
героя со стихией заканчивается тем, что лодка идет ко дну, а бушующие
волны уносят супругов в разные стороны. Однако в последний момент герой
успевает привязать тот самый, припасенный для совсем другой цели, сноп
тростника к спине жены.
Спустя несколько часов природа успокаивается, и фермер, выброшенный
на прибрежные камни, приходит в себя. Ночные поиски несчастной женщины,
в которых участвует вся деревня, не приводят к положительному
результату, и отчаявшийся герой душит (к счастью, не до смерти)
любовницу-провокаторшу.
Утром старый рыбак находит унесенную ураганом живой и невредимой,
счастливый муж рыдает на ее слабой груди, а коварная разлучница уезжает
из деревни на тряском рыдване, так сказать, не солоно хлебав.
Простенькая, на первый взгляд, драматургия этого фильма в
действительности чрезвычайно изощренна: драматические и
мелодраматические фрагменты сплетены в совершенно неразрывный узел,
триллероподобная экспозиция сменяется комедийными эпизодами крестьянских
похождений в городе, после чего идиллия уступает место древнегреческой
трагедии, завершает же действо светлый, жизнеутверждающий и даже
несколько назидательный по-голливудски финал. Тем не менее никакой
жанровой мешанины в фильме нет, есть захватывающая и берущая за душу
история любви во всех основных ее житейских проявлениях. Есть и высокая
культура европейского художника, способного с позиции одаренного и
образованного представителя Старого Света увидеть и передать девственную
красоту Америки: ее природы и ее людей, обычных, простых, жестоких и
добросердечных.
Но велик фильм Мурнау прежде всего как произведение киноискусства.
Колдовская камера, имеющая в своем распоряжении лишь три цвета - черный,
белый и серый, - создает такое визуальное чудо, что невольно забываешь о
времени и реальности. А когда пытаешься понять, как это сделано, каким
образом реальный деревенский или городской мир на экране мгновенно
становится пространством подсознания, миром, увиденным глазами сходящего
с ума то от страсти, то от ужаса, то от страдания героя, - увы...
Истинно гениальное неразложимо на элементы, а значит, необъяснимо. Как,
например, сделано пушкинское стихотворение "Я вас любил..."? Или
микеланджеловский Давид? Отсечено всё лишнее? Что ж, поверим такому
объяснению. Проверить-то все равно невозможно.
Перед этой загадкой оступают, наверное, все, кто когда-либо писал о
"Восходе солнца". Дадим слово одному из лучших, Клоду Бейли (К. Бейли.
Кино: фильмы, ставшие событиями. СПб., 1998): "Для Мурнау этот гимн
Мужчине и Женщине - нигде и повсюду - мог бы звучать в любом месте и в
любую эпоху. Везде, где восходит и заходит солнце, в круговороте городов
или на сельских просторах, жизнь всегда одинакова: то жестокая, то
ласковая, смех и слезы, грех и прощение <...> Никакой рассказ, каким бы
поэтичным он ни был, не сможет передать очарование, которое исходит от
этого поистине волшебного фильма, и которое объясняется прежде всего
стилем режиссера-виртуоза или даже демиурга <...> режиссер доказывает
свое совершенное мастерство в работе с кинематографическим
пространством, в организации сценографии, в умении добиться глубины
кадра, гибкости движений камеры, драматизации обыденности <...> Фильм
словно соткан из света, тени и волшебства... В 1958 г. жюри "Кайе дю
Синема" единогласно называет "Восход солнца" лучшим мировым фильмом.
Такие сцены, как встреча фермера и роковой незнакомки на болоте, поездка
на трамвае или буря несут в себе величие античных трагедий".
Увы, как почти все шедевры высокого кино, в свое время "Восход
солнца" в прокате провалился, в наше же время практически не
демонстрируется. Возможности увидеть его на телеэкране мы обязаны каналу
Ren TV, чью культуртрегерскую политику я уже не раз отмечал с
благодарностью. Отмечу еще раз, как еще раз посетую на максимально
неудобное, предутреннее время ретрансляции фильма каналом НТН-4,
несуразно частые и длинные рекламные блоки и - что совсем дико -
загромождение и без того неидеальной картинки бегущей строкой. Слишком
уж значима, согласитесь, "ложка дёгтя" в подобных случаях.