Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ПРИХОДИ НА МЕНЯ ПОСМОТРЕТЬ...

лирическая комедия
Продолжительность: 102
Россия 2000
Режиссер: М. Агранович, О. Янковский
Продюсер: М. Зильберман, В. Репников и др.
Сценарий: Н. Птушкина (по собственной пьесе "Пока она умирала...")
В ролях: Е. Васильева, И. Купченко, О. Янковский, Н. Щукина и др.
Музыка: В. Биберган
Оператор: М. Агранович


25.06.2002

Вообще говоря, это не совсем кино, это - спектакль, снятый на пленку с минимумом затрат материальных при максимуме эмоциональных. Сравнить же представленное нам М. Аграновичем и О. Янковским действо Н. Птушкиной вполне уместно с рязановской "Иронией судьбы" - и по жанру (пограничье драмы, мелодрамы и комедии), и по тонкой, умной, высокопрофессиональной драматургии, и по незаурядным, нет, выдающимся актерским работам, и, главное, по доброте, по любви к человеку, - это явления одного порядка. Разница, пожалуй, лишь в большей камерности рецензируемой пьесы, в более откровенной ориентированности ее на зрителя-интеллигента, что требует от аудитории любви к театру, повышенной концентрации внимания и, кроме того, не предполагает словесной эквилибристики, то бишь не порождает хлестких словечек и фраз, входящих в бытовую речь и называемых потому афоризмами. Таким образом, "народным" фильмом этой замечательной лирической комедии стать не суждено.

А ведь в ней, тем не менее, есть все то же, что и в картине Рязанова: история четырех одиноких сердец, несмотря на совершенно различное социальное положение, даже на размежеванность в новой России, стремящихся к обычному, к привычному, привитому общим советским воспитанием и естественным человеческим стремлением семейному быту; драма уходящей жизни нескольких хороших и не слишком счастливых людей разных поколений; светлая печаль и тонкий юмор; глубокие, точно прорисованные драматургом и блистательно исполненные звездами первой величины отечественного театра и кино образы; забавная мелодраматическая и отчасти авантюрная интрига; точно схваченные черты старого, нового и вечного в нашей жизни; наконец, полуфилософская и полуанекдотическая повесть об основе основ российского и советского бытия - женщине без мужа, той, что и лошадь, и бык, и баба, и мужик, той, которой и хочется, и не надо, потому что уже всё сама, уже втянулась, впряглась в ярмо и вообще - себе хозяйка.

А про что ж конкретно-то картина, спросит читатель. Про то, как однажды, под Новый год, в квартиру двух одиноких женщин, постучался случайный гость...

Я сказал, не станет эта лента народной? Так, не станет... Но, с другой стороны, "без меня, - как сформулировал когда-то Василий Макарович Шукшин, чьи фильмы и рассказы давно уже стали народными, - народ неполный". Для меня же этот фильм - навсегда.

Рецензия: Виктор Распопин