Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ПОГОНЯ

драма
Продолжительность: 130
США 1966
Режиссер: А. Пенн
Продюсер: С. Шпигель
Сценарий: Л. Хеллманн (по роману Х. Фута)
В ролях: М. Брандо, Р. Редфорд, Дж. Фонда, И.Дж. Маршалл, Р. Дювалл, Дж. Фокс, И. Уолш, Э. Дикинсон, М. Хопкинс, М. Хайер, Г. Халл, Д. Хайленд и др.
Музыка: Дж. Барри
Оператор: Дж. Ла Селл


27.06.2002

Этот кинороман рассказывает о том, как НА САМОМ ДЕЛЕ живет "одноэтажная Америка", чего стоят героям-одиночкам мужество, принципиальность, простая порядочность.

Сюжет несложен, да дело и не в сюжете. Заштатный техасский городишко с ужасом узнаёт о бегстве из тюрьмы молодого преступника, хотя все прекрасно знают, что парень - отнюдь не монстр, а соседский сорванец, выросший на глазах стариков, игравший в одни и те же игры с теми, кто сегодня или готовится заправлять, или уже заправляет городской жизнью. Наибольшее беспокойство возможное его появление на родине должно вызывать у тех, кто как раз вовсе и не переживает: у его жены и ее любовника, ближайшего, кстати говоря, приятеля беглеца и заодно сына местного нефтяного магната. По делу же беспокоятся магнат, шериф и родители беглеца, все остальные, старые и малые - в предчувствии хорошенького развлечения.

Главный герой картины - городской шериф, полноватый, но тем не менее мужественный человек, хороший семьянин, справедливый и неторопливый в решениях представитель закона, с мудрым терпением относящийся ко всем обитателям захолустья, в коем призван сохранять порядок. Обитатели же - сексуально революционизированное, пьющее, жрущее, сплетничающее и гогочущее быдло.

Нелепое бегство заключенного, стало быть, призвано разворошить это осиное гнездо, что и происходит на самом деле. В течение двух часов мы наблюдаем галерею мелких хищников, разного рода и пола мещан, на наших глазах теряющих последнее человеческое подобие. К финалу фильма, исполнив долг до конца, но физически и морально обессилевший, измордованный и только что не убитый подонками из считающих себя высшим обществом тунеядцев и расистов шериф - герой не от мира сего - покидает родину. А город, несмотря на своего рода апокалипсис, произошедший-таки в момент появления беглеца близ отчего дома, продолжает жрать, пить, сплетничать, спариваться, словом, жить как ни в чем не бывало.

Схема обычного противостояния героя и толпы расширена здесь до противостояния толпы и двух героев (шерифа и беглеца), которые к тому же волею обстоятельств находятся по разные стороны баррикад. Более того, оба героя - отнюдь не независимые супермены: беглец - загнанный, оборванный и, в общем, совсем не плохой мальчишка, оголодавший до того, что потерял всю свою задиристость; шериф, обязанный своим положением в городе все тому же магнату, - скорее личность интеллектуального типа, нежели проофессиальный игрок в "сыщики - разбойники". Два этих человека, отнюдь не рожденные героями, по существу, принуждены к героизму внутренней порядочностью и сложившимися обстоятельствами. Они его и проявляют, просто до конца оставаясь людьми в мире нелюдей, покуда не будут вытолкнуты за пределы родного города "зеро".

Режиссер фильма - Артур Пенн, известный нашему зрителю старшего поколения классическими лентами "Бонни и Клайд" и "Маленький большой человек", - один из совсем немногих истинных мастеров американского киноискусства, каждый фильм которого - идеологическое, нравственное и, главное, художественное событие. "Погоня" же - явление не просто кинематографа, подарившее зрителю одну из лучших работ редкостно талантливого, способного создать образ с помощью по-габеновски скупой мимики, да что там - одного лишь взгляда, или позы, Марлона Брандо, и открывшее "звезды" совсем в те годы юных Роберта Редфорда и Джейн Фонды. "Погоня" - явление настоящей культуры, шедевр из того ряда, в котором располагаются книги Фолкнера и Сэлинджера, фильмы Казана и Уэллса.

Рецензия: Виктор Распопин