драма
Продолжительность: 130 США 1966 Режиссер: А. Пенн Продюсер: С. Шпигель Сценарий: Л. Хеллманн (по роману Х. Фута) В ролях: М. Брандо, Р. Редфорд, Дж. Фонда, И.Дж. Маршалл, Р. Дювалл, Дж. Фокс, И.
Уолш, Э. Дикинсон, М. Хопкинс, М. Хайер, Г. Халл, Д. Хайленд и др.
Музыка: Дж. Барри Оператор: Дж. Ла Селл
27.06.2002
Этот кинороман рассказывает о том, как НА САМОМ ДЕЛЕ живет
"одноэтажная Америка", чего стоят героям-одиночкам мужество,
принципиальность, простая порядочность.
Сюжет несложен, да дело и не в сюжете. Заштатный техасский
городишко с ужасом узнаёт о бегстве из тюрьмы молодого преступника, хотя
все прекрасно знают, что парень - отнюдь не монстр, а соседский
сорванец, выросший на глазах стариков, игравший в одни и те же игры с
теми, кто сегодня или готовится заправлять, или уже заправляет городской
жизнью. Наибольшее беспокойство возможное его появление на родине должно
вызывать у тех, кто как раз вовсе и не переживает: у его жены и ее
любовника, ближайшего, кстати говоря, приятеля беглеца и заодно сына
местного нефтяного магната. По делу же беспокоятся магнат, шериф и
родители беглеца, все остальные, старые и малые - в предчувствии
хорошенького развлечения.
Главный герой картины - городской шериф, полноватый, но тем не
менее мужественный человек, хороший семьянин, справедливый и
неторопливый в решениях представитель закона, с мудрым терпением
относящийся ко всем обитателям захолустья, в коем призван сохранять
порядок. Обитатели же - сексуально революционизированное, пьющее,
жрущее, сплетничающее и гогочущее быдло.
Нелепое бегство заключенного, стало быть, призвано разворошить это
осиное гнездо, что и происходит на самом деле. В течение двух часов мы
наблюдаем галерею мелких хищников, разного рода и пола мещан, на наших
глазах теряющих последнее человеческое подобие. К финалу фильма,
исполнив долг до конца, но физически и морально обессилевший,
измордованный и только что не убитый подонками из считающих себя высшим
обществом тунеядцев и расистов шериф - герой не от мира сего - покидает
родину. А город, несмотря на своего рода апокалипсис, произошедший-таки
в момент появления беглеца близ отчего дома, продолжает жрать, пить,
сплетничать, спариваться, словом, жить как ни в чем не бывало.
Схема обычного противостояния героя и толпы расширена здесь до
противостояния толпы и двух героев (шерифа и беглеца), которые к тому же
волею обстоятельств находятся по разные стороны баррикад. Более того,
оба героя - отнюдь не независимые супермены: беглец - загнанный,
оборванный и, в общем, совсем не плохой мальчишка, оголодавший до того,
что потерял всю свою задиристость; шериф, обязанный своим положением в
городе все тому же магнату, - скорее личность интеллектуального типа,
нежели проофессиальный игрок в "сыщики - разбойники". Два этих человека,
отнюдь не рожденные героями, по существу, принуждены к героизму
внутренней порядочностью и сложившимися обстоятельствами. Они его и
проявляют, просто до конца оставаясь людьми в мире нелюдей, покуда не
будут вытолкнуты за пределы родного города "зеро".
Режиссер фильма - Артур Пенн, известный нашему зрителю старшего
поколения классическими лентами "Бонни и Клайд" и "Маленький большой
человек", - один из совсем немногих истинных мастеров американского
киноискусства, каждый фильм которого - идеологическое, нравственное и,
главное, художественное событие. "Погоня" же - явление не просто
кинематографа, подарившее зрителю одну из лучших работ редкостно
талантливого, способного создать образ с помощью по-габеновски скупой
мимики, да что там - одного лишь взгляда, или позы, Марлона Брандо, и
открывшее "звезды" совсем в те годы юных Роберта Редфорда и Джейн Фонды.
"Погоня" - явление настоящей культуры, шедевр из того ряда, в котором
располагаются книги Фолкнера и Сэлинджера, фильмы Казана и Уэллса.