Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





ТРАМВАЙ "ЖЕЛАНИЕ" (Э. КАЗАН)

драма
Продолжительность: 120
США 1951
Режиссер: Э. Казан
Продюсер: Ч. Фелдман
Сценарий: Т. Уильямс (по собственной пьесе)
В ролях: В. Ли, М. Брандо, К. Хантер, К. Малден, П. Хиллиас, Р. Кинг и др.
Музыка: А. Норт
Оператор: Р. Стрэдлинг


03.07.2002

Классическая пьеса Теннесси Уильямса, не сходящая с театральных подмостков всего мира и неоднократно экранизировавшаяся, в подробном пересказе сюжета, полагаю, не нуждается. Поговорим об экранизации, осуществленной многолетним товарищем драматурга, крупнейшим театральным и кинорежиссером Элиа Казаном (настоящая фамилия его, турка по происхождению, - Казанджоглу) в 1951 году, была первой. И остается лучшей. Как лучшим остается и исполнение Марлоном Брандо роли Стэнли Ковальского. Что касается главной женской роли в этом фильме, то работа Вивьен Ли, на мой взгляд, менее бесспорна. По крайней мере, у Джессики Ланж в позднейшей экранизации "Трамвая..." образ получился более живым и эмоциальным. Но это так, к слову.

В фильме Казана показано противостояние героини не от мира сего и полумещанской-полурабочей среды Нового Орлеана 30-х гг., шире противостояние общества (чтоб не сказать страны), лишенного истории, а значит, культуры, - романтике, уже одним своим названием историю и культуру предполагающей.

Как, должно быть, помнит читатель, то ли блаженная, то ли сумасшедшая женщина, потеряв дом (дворянское гнездо, вишневый сад), в котором родилась и выросла, утратив работу и саму возможность жить в городке, где все обитатели слишком хорошо ее знают, приезжает в Новый Орлеан к своей сестре, которая обитает на рабочей окраине промышленного центра в страстном сожительстве с молодым красавцем, пьяницей и игроком. Мечтательница и фантазерка, она сразу же вызывает недоверие, а затем и откровенную неприязнь практичного и приземленного зятя. Противостояние доходит до того, что в финале картины, воспользовавшись отсутствием отправленной в роддом жены, Ковальский насилует женщину, а затем, собравшись всем "дном", дом-коммуна отдает доведенную до безумия героиню в руки психиатров.

Представьте себе Офелию (лучше всего в исполнении А. Вертинской в козинцевском "Гамлете"), утратившую рассудок, но избежавшую гибели в воде, добавьте к этому образу чуть-чуть от образа деревенской дурочки из фильма Тенгиза Абуладзе "Древо желания" в исполнении Софико Чиаурели, и вы получите то, что сыграла Вивьен Ли.

В отличие от Ли, Брандо играет тип, или, лучше сказать, весь американский город, мир, не управляемый молодыми, но молодым принадлежащий. Или принадлежать долженствующий (в следующем поколении хиппи это докажут на практике). Стэнли Ковальский - "браток", здоровяк-самец, красавчик-жиголо, почти сутенер, почти шулер, почти пролетарий, почти горилла. Захочет - осчастливит, не заметит - раздавит. Но именно "почти", потому что, как ни странно, эта горилла способна на большое чувство, нет, не духовное, - на страсть и привязанность чисто плотскую, земную, по принципу "бьет - значит любит". И когда он, как приговор, приводит в исполнение этот принцип по отношению к человеку не от мира сего, получается - и ощущается (а значит, задается актером) - что герой Брандо не только убивает единственную живую душу в окружающем болоте, но уничтожает и что-то малое, хрупкое, почти невидимое в самом себе, то, что позволяло ему не просто овладевать, но любить, тот мерцающий огонек, что ненадежно, но все же освещал, мерцая, болото общества без истории, читай - без культуры и души.

Киновед Милена Мусина ("Первый век кино". М.: Локид, 1996. С. 422) пишет: "Актер ненавидел своего персонажа, так же как ненавидел его сам Теннесси Уильямс, написавший великую пьесу". Ненавидел, но сыграл как истинно трагедийный образ, сыграл пусть и антигероя, но человека, которому нельзя не сочувствовать. И тем самым, переиграв Вивьен Ли, сделал образ своего персонажа, самца и хама, но отнюдь не нелюдь, главным героем в картине Казана - черно-белом шедевре полувековой давности, снятом в стилистике скромного камерного спектакля, однако расказывающем о главном и вечном конфликте бытия, о конфликте духа и плоти, необычайно сильно и талантливо, так, как и должна рассказывать истинная классика.

Рецензия: Виктор Распопин