историческая драма с элементами боевика и вестерна Продолжительность: 111 США 1952 Режиссер: Э. Казан Продюсер: Д. Занук Сценарий: Дж. Стейнбек В ролях: М. Брандо, Дж. Питерс, Э.
Куин, Дж. Уайзмен, А. Мосс, Э. Рид и др.
Музыка: А. Норт Оператор: Дж. Макдоналд
03.07.2002
Фильм классика Голливуда Элиа Казана рассказывает о жизни и борьбе
за крестьянскую справедливость народного генерала, одного из лидеров
(наряду с Панчо Вильей и др.) мексиканской революции 1910 - 1917 гг.
Эмилиано Сапаты. Судя по сценарию другого классика американской
культуры, писателя Джона Стейнбека, по образу создаваемому третьим
классиком, актером Марлоном Брандо, Сапата был мужиком смышленым, хоть и
неграмотным, честолюбивым, хоть и не слишком претенциозным, и внутренне
глубоко порядочным, что подразумевает в подобных случаях невозможность
свернуть с однажды выбранного пути, разочарование в окружающих, в
собственных возможностях, вообще в мироустройстве - и логически
неизбежную раннюю насильственную смерть.
Едва ли не все латиноамериканские страны в ХХ веке развивались
примерно по одному вектору: крестьянские и прочие партизанские движения,
чехарда недееспособных президентов, развал экономики, перманентные
гражданские войны, без устали подогреваемые странами развитого капитала,
прежде всего США. Достаточно прочесть один-два романа Г. Гарсия Маркеса,
Карлоса Фуэнтеса или М.А. Астуриаса, чтобы в целом представлять себе
ситуацию.
Режиссер Элиа Казан, долгое время разделявший "левые" убеждения,
состоявший даже в компартии США, в период маккартизма резко оправел,
что, разумеется, отразилось и на его фильмах. "Вива Сапата!", в общем,
очень талантливо и не впрямую по голливудскому шаблону (что само по
себе, согласитесь, интересно) рисует картину народной беды и скорее
индивидуальной, чем народной войны - неизбежной и безысходной, напрасной
и гибельной. Да, в результате личной войны Сапата становится легендарным
вождем, даже изрешеченный пулями, он остается вечно живым в темном
народном сознании, но, пройдя всю череду неизбежных политических и
человеческих разочарований, он внутренне умирает еще при жизни, потому и
идет на заклание, как на исполнение судебного приговора.
Короткий для биографической драмы, фильм Э. Казана построен как
цепь лаконичных эпизодов, представляющих национального мексиканского
героя в наиболее значимые моменты его жизни и борьбы - в моменты
утрачивания иллюзий: политических, исторических, революционных,
любовных, просто житейских. Оттого картина получается и трагичной, и
мрачной, а жизнь представляется вполне беспросветной, как бы движущейся
по раз - и не нами - заведенному кругу: бунтуй или не бунтуй, останешься
тем же, чем был - быдлом, погоняемым сильными мира сего, а - не дай Бог
- сам сделаешься сильным - обречен подавлять другое быдло. И все твои
недюжинные силы, вся твоя маскулинность, все твои молодые мужицкие соки
с ужасающей бессмысленностью уйдут в песок вечного круговращения: "Что
было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего
нового под солнцем" (Еккл. 1, 9). Таким видит Сапату (и бытие в целом)
крупнейший режиссер американского театра и кино, создатель (наряду с Ли
Страсбергом) знаменитой нью-йоркской Актерской студии Элиа Казан, таким
его и изображает великий киноактер середины прошлого столетия, выученик
Казана Марлон Брандо.