Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу




ДА ЗДРАВСТВУЕТ САПАТА!

историческая драма с элементами боевика и вестерна
Продолжительность: 111
США 1952
Режиссер: Э. Казан
Продюсер: Д. Занук
Сценарий: Дж. Стейнбек
В ролях: М. Брандо, Дж. Питерс, Э. Куин, Дж. Уайзмен, А. Мосс, Э. Рид и др.
Музыка: А. Норт
Оператор: Дж. Макдоналд


03.07.2002

Фильм классика Голливуда Элиа Казана рассказывает о жизни и борьбе за крестьянскую справедливость народного генерала, одного из лидеров (наряду с Панчо Вильей и др.) мексиканской революции 1910 - 1917 гг. Эмилиано Сапаты. Судя по сценарию другого классика американской культуры, писателя Джона Стейнбека, по образу создаваемому третьим классиком, актером Марлоном Брандо, Сапата был мужиком смышленым, хоть и неграмотным, честолюбивым, хоть и не слишком претенциозным, и внутренне глубоко порядочным, что подразумевает в подобных случаях невозможность свернуть с однажды выбранного пути, разочарование в окружающих, в собственных возможностях, вообще в мироустройстве - и логически неизбежную раннюю насильственную смерть.

Едва ли не все латиноамериканские страны в ХХ веке развивались примерно по одному вектору: крестьянские и прочие партизанские движения, чехарда недееспособных президентов, развал экономики, перманентные гражданские войны, без устали подогреваемые странами развитого капитала, прежде всего США. Достаточно прочесть один-два романа Г. Гарсия Маркеса, Карлоса Фуэнтеса или М.А. Астуриаса, чтобы в целом представлять себе ситуацию.

Режиссер Элиа Казан, долгое время разделявший "левые" убеждения, состоявший даже в компартии США, в период маккартизма резко оправел, что, разумеется, отразилось и на его фильмах. "Вива Сапата!", в общем, очень талантливо и не впрямую по голливудскому шаблону (что само по себе, согласитесь, интересно) рисует картину народной беды и скорее индивидуальной, чем народной войны - неизбежной и безысходной, напрасной и гибельной. Да, в результате личной войны Сапата становится легендарным вождем, даже изрешеченный пулями, он остается вечно живым в темном народном сознании, но, пройдя всю череду неизбежных политических и человеческих разочарований, он внутренне умирает еще при жизни, потому и идет на заклание, как на исполнение судебного приговора.

Короткий для биографической драмы, фильм Э. Казана построен как цепь лаконичных эпизодов, представляющих национального мексиканского героя в наиболее значимые моменты его жизни и борьбы - в моменты утрачивания иллюзий: политических, исторических, революционных, любовных, просто житейских. Оттого картина получается и трагичной, и мрачной, а жизнь представляется вполне беспросветной, как бы движущейся по раз - и не нами - заведенному кругу: бунтуй или не бунтуй, останешься тем же, чем был - быдлом, погоняемым сильными мира сего, а - не дай Бог - сам сделаешься сильным - обречен подавлять другое быдло. И все твои недюжинные силы, вся твоя маскулинность, все твои молодые мужицкие соки с ужасающей бессмысленностью уйдут в песок вечного круговращения: "Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем" (Еккл. 1, 9). Таким видит Сапату (и бытие в целом) крупнейший режиссер американского театра и кино, создатель (наряду с Ли Страсбергом) знаменитой нью-йоркской Актерской студии Элиа Казан, таким его и изображает великий киноактер середины прошлого столетия, выученик Казана Марлон Брандо.

Рецензия: Виктор Распопин