Книжный развал

я ищу


Обзор книг

Новые обзоры

Жанры

Категории

Персоналии


к началу





КРИЗИС

мелодрама
Продолжительность: 88
Швеция 1945
Режиссер: Ингмар Бергман
Продюсер:
Сценарий: И. Бергман (по пьесе Л. Фишера)
В ролях: Д. Линд, М. Лефгрен, И. Ландгре, С. Олин, А. Боллин и др.
Музыка: Э. фон Кох
Оператор: Е. Роослинг


11.07.2002

Первая режиссерская работа великого мастера театра и кино Ингмара Бергмана. За год до того по его сценарию А. Шёбергом был снят фильм "Травля", так что можно считать "Кризис" полноценным дебютом будущего классика. Сам же Бергман таковым считает лишь картину "Тюрьма", поставленную им по собственному сценарию в 1948. Дело, однако, думается не в том, что "Тюрьма" была полностью авторской лентой, но в том, что именно в этом коротком фильме режиссеру удалось впервые во всей полноте поставить те вопросы, которые он будет задавать зрителю во всех своих последующих работах.

Но вернемся к дебюту. "Кризис" - экранизация современной пьесы, рассказывающей о жителях шведской провинции, внезапно сталкивающихся с разрушающими нравами большого города, откуда в городишко, где ежедневное прибытие автобуса, привозящего почту и редких туристов, - главное событие дня, приезжает своего рода "сладкая парочка" - шикарная стареющая дама полусвета и ее молодой любовник, на вид типичный жиголо.

Дама эта - родная мать скромной очаровательной девушки, которую она давным-давно препоручила заботам местной учительницы. Прожив под крылом строгой, заботливой и любящей ее, как родную дочь, женщины, девушка считает учительницу матерью, хотя и знает об истинном положении дел. Одну из комнат своего дома учительница сдает влюбленному в девушку парню, верзиле и однолюбу.

Настоящая мать врывается в дом и городок подобно освежающему ветру, но так кажется лишь на первый взгляд, потому что на самом деле это лишь веяние соблазна. Подобным же образом действует и ее любовник, пытающийся соблазнить дочь и не преуспевающий лишь потому, что сталкивается с сопротивлением влюбленного жильца. Между мужчинами происходит банальная драка, жилец сталкивает жиголо с мола, однако бросает ему вслед спасательный круг.

Несмотря на сопротивление учительницы, настоящая мать увозит девушку в город. На том и заканчивается первая часть фильма.

Вторая часть рассказывает о путешествии в город приемной матери, узнавшей, что она больна раком. Теплого прощания навсегда с дочкой не получается: провиницалка как бы приносит с собой в столичное мещанское гнездышко суровый северный ветер, срывающий с глаз повязки и жестко обнажающий суть вещей. А она такова: лишь кажущийся жиголо молодой любовник дамы полусвета разрывается между глубоким чувством к ее дочери и постыдной зависимостью от благосостояния матери; стареющая пышнотелая красотка между попытками удержания деньгами и подарками дочери и любовника с ужасом осознает никчемность своей жизни и ее разрушающее влияние на девушку; сама героиня разрывается между правдой и неправдой - между соблазном красивой столичной жизни и жестким воспитанием, полученном в доме учительницы.

Центральная сцена картины - ночной разговор на вокзале, происходящий между жиголо и учительницей, в котором молодой человек раскрывает перед тяжело больной и удрученной увиденным женщиной свою истинную суть, где благородство и низость сплетены в неразрывный клубок.

Посадив учительницу на поезд, жиголо возвращается в дом своей любовницы и соблазняет ее дочь, после чего кончает жизнь самоубийством. Девушка возвращается в родной город и примиряется с влюбленным в нее жильцом.

Мелодраматическая в принципе, первая картина И. Бергмана временами оборачивается глубокой драмой, и именно эти эпизоды, равно как и пристальное внимание к душевной жизни сильной современной женщины, решаемое изобилием крупных и сверхкрупных планов - отличительным, знаковым приемом Бергмана-режиссера, а также неоднозначная трактовка мужских характеров, сочетающих благородство и низость, силу и бессилие, пусть еще прямолинейно и схематично, но уже заявляют основные бергмановские темы и "проклятые" вопросы, которые он будет неустанно задавать и пытаться разрешить во всех своих последующих пяти десятках фильмов.

Рецензия: Виктор Распопин