мелодрама
Продолжительность: 91 Швеция 1946 Режиссер: Ингмар Бергман Продюсер: Сценарий: И. Бергман, Х. Гревениус (по пьесе
О. Бротена "Хорошие люди") В ролях: Б. Колльберг, Б.
Мальмстен, Е. Седерлунд, Л. Гентцель, Д. Хоге, Х. Петерссон, О. Фридель
и др.
Музыка: Э. фон Кох Оператор: Х. Балд, Е. Стриндберг
11.07.2002
Вторая режиссерская работа молодого Ингмара Бергмана, вновь
мелодрама, на сей раз посвященная конфликту изгоев общества с миром
мещанского благополучия и бюрократией.
Бездомная провинциалка, потеряв скудно оплачиваемую работу и,
следовательно, хоть какое-то правовое положение в большом городе, в
буквальном смысле оказавшись на улице, встречает молодого человека,
только что вышедшего из тюрьмы. Проведя ночь в гостинице, где их приняли
только потому что у девушки был в руках потертый чемоданчик, а парень
заплатил за ночлег свой НЗ - последнюю пятерку, бесполезно попытавшись
утром найти жилье у старых друзей молодого человека, таких же, как он,
бывших и завязавших зэков, влюбленные садятся в пригородный поезд. К
вечеру они вновь оказываются на большой дороге, под холодным осенним
дождем. Девушка подвернула лодыжку и потому, когда они встречают первое
жилье - заброшенный летний домик, парень взламывает замок топором.
Еще не успев как следует осмотреться и затопить печь, молодые люди
вынуждены принимать гостя. Им оказывается странный пожилой человек,
живущий по соседству. С подозрительной хитрой ухмылкой он, хозяин этой
хибары, предлагает любовникам снять у него домик, платя небольшую сумму,
которую молодой человек может заработать, служа у местного зеленщика.
Пара остается зимовать. Он работает у зеленщика, она обживает
домик, соседи относятся к ним доброжелательно, местные коробейники дарят
им кофемолку и радио. Словом, жизнь влюбленных налаживается. Так
проходит зима, а весной начинаются неприятности. Сначала героиня
сообщает любовнику, что ждет ребенка, но не от него, а от случайной
связи, имевшей место утром в день их первой встречи. Герой сначала
решительно отказывается воспитывать ублюдка, но - любящий муж - в конце
концов смиряется с ситуацией. Неприятности, однако, продолжаются, и вот
уже хозяин домика с той же мрачной ухмылкой предлагает парню, прежде
подумав дважды, купить у него жилье. Женщина против, но ее любовник
покупает-таки домик. Тотчас же выясняется, что на этой территории
намечено крупное строительство, дом предназначен к сносу, а бюрократия
ничего не желает знать. Повздорив с чиновником, принесшим молодым людям
это официальное сообщение, герой наносит ему "телесный и моральный
ущерб". В это же время жена зеленщика обнаруживает пропажу кофемолки и
старого радиоприемника, а местный пастор отказывается обвенчать героев,
поскольку они приписаны к другому приходу. Более того, он требует, чтобы
женщина рожала не дома, а в приюте, и скрепя сердце молодые расстаются.
Ребенок рождается мертвым. Чиновник подает в суд.
Процесс складывается явно не в пользу героя, и, похоже, парню вновь
"светит" тюрьма. Однако сказочная речь адвоката расставляет все точки
над i, молодых людей оправдывают, но жилье тем не менее отнимают.
И вновь, теперь уже законные супруги, с тем же потертым
чемоданчиком, они выходят на большую дорогу. Правда, небо над дорогой
светлое, к тому же адвокат дарит им на прощание зонтик. Дождь над
любовью не страшен тем, кто по-настоящему любит, тем, кто благодаря
любви уже выдержал не одно испытание.
Таково содержание этого не самого лучшего бергмановского фильма.
Однако, несмотря на откровенную мелодраматичность, есть в нем нечто,
позволяющее с любопытством смотреть картину сегодня. Это "нечто" -
актеры. Здесь впервые появляются, так сказать, "фирменные" бергмановские
исполнители первого периода творчества Б. Мальмстен и О. Фридель
(пастор), которых он будет снимать и позднее. Актеры великолепные, с
широчайшей амплитудой лицедейских возможностей, с театральной школой и в
то же время совершенно органично смотрящиеся в кинозале. Актеры Бергмана
умеют играть душевные переживания, используя и театральные эффекты, и
"маску", свойственную "великому немому", и тонкую мимику современного
высокого кино. Особенно интересен в "Дожде...", пожалуй, Бирген
Мальмстен в роли главного героя, да еще Е. Седерлунд, исполнивший роль
"человека с зонтиком" (он же - адвокат), своего рода рассказчика и
доброго волшебника, сопровождающего и комментирующего действие фильма.
В целом же, вторая лента Бергмана, на мой взгляд, уступает
"Кризису" (1945) и выполнена в стилистике камерного соцреализма середины
столетия, то есть наивна и, несмотря на, в общем, серьезную
проблематику, малоправдоподобна.