драма
Продолжительность: 90 Швеция 1947 Режиссер: Ингмар Бергман Продюсер: Сценарий: И. Бергман (по пьесе М. Селерейльма) В ролях: Х. Левенадлер, Б. Мальмстен, Г. Фрид, А. Линдаль, О. Фридель, Я.
Молландер, Н. Брисе, Х. Петерссон и др.
Музыка: Э. фон Кох Оператор: Е. Стриндберг
11.07.2002
Третий фильм Бергмана, на сей раз почти полноценная драма,
совмещающая эстетику итальянского неореализма и театральной пьесы. К
этому времени постановщик картины является уже и постоянным режиссером
гетеборгского драмтеатра. Работоспособность Бергмана поразительна: с
конца сороковых и вплоть до семидесятых годов он будет ежегодно выдавать
по две-три премьеры в театре и снимать, как правило, по два фильма.
"Корабль идет в Индию" - история противостояния забитого молодого
человека (Бирген Мальмстен), страдающего от сильной сутулости и
мечтающего стать капитаном дальнего плавания, а пока исполняющего роль
чернорабочего-ремонтника на ветхой семейной посудине, и его
самодура-отца (Х. Лёвенадлер), озлобленного подступающей слепотой и
помыкающего безропотной женой, равно как и всеми окружающими. "Моментом
истины" для отца и сына становится молодая солистка варьете, желающая
продать себя за высокооплачиваемую работу, положение в обществе и меха,
а пока что принимающая предложение крутого папаши уехать вместе в
дальние страны. Однако поселившись в доме любовника, артистка быстро
узнает цену как ему самому, так и его обещаниям, не может не
сочувствовать мужеству верной супруги самодура и влюбляется в его
глубоко порядочного сына.
Катастрофический финал этих ненормальных отношений, когда отец
совершает попытку убить сына, а затем и сам, ослепнув, выбрасывается из
окна тайной холостяцкой квартиры, мог бы свести картину к жанру
мелотрагедии, но ее спасает форма: истеричная история подается не то как
воспоминания, не то даже как сон главного героя, в экспозиции
спускающегося с борта океанского лайнера в белоснежной капитанской
форме, а в эпилоге отыскавшего свою певичку и увозящего ее на там же
лайнере "в даль светлую".
В "Корабле..." впервые звучит одна из важнейших тем бергмановского
творчества - комплекс отца. Многие свои будущие фильмы, как и многие
страницы будущих книг (в том числе книги воспоминаний "Laterna magica")
режиссер посвятит этой мучительной для него проблеме. К чести молодого
Бергмана уже в ранних работах он пытается увидеть в образе
авторитарного, нетерпимого родителя не одни только плохие стороны. Так,
здесь перед нами несомненно жестокий человек, однако жестокость его во
многом провоцируется неизлечимой болезнью...
"Корабль...", таким образом, - фильм о сопротивлении лучшего в
человеке худшему в жизни. Приведу небольшой, но почти исчерпывающий
проблематику ленты фрагмент из статьи кинокритика Б. Чижова, открывающей
сборник "Ингмар Бергман. Статьи. Рецензии. Сценарии. Интервью" (М.:
Искусство, 1969. С. 11 - 12): "Тема тусклой, засасывающей повседневности
получает (В "Корабле...". - В.Р.) почти аллегорическое выражение...
действие происходит на старой, никуда не годной морской посудине,
стоящей на приколе и медленно погружающейся в прибрежный ил, в то время,
как действующие лица все глубже увязают в тине быта и мучительных,
болезненно-психологических проблем.
Но в том же фильме возникает и тема нравственного противостояния
человека силе враждебных обстоятельств. "Нельзя оставаться в
одиночестве", - говорит героиня фильма, - это все равно, что умеретьс.
Ей вторит Юхан (которого играет любимый актер раннего Бергмана Биргер
Мальмстен): "Нельзя все время поддаваться течению, а то увязнешь и уж
больше не выберешься".
Бергман вывел на шведский экран героев со сломанными судьбами,
ущербной психикой, болезненными страстями... Особенно ранимым становится
человек, когда он любит и страдает не столько за себя, сколько за
другого".
"Корабль идет в Индию", как и предыдущие ленты Бергмана "Кризис" и
"Дождь над нашей любовью", безусловно интересен, но интересен главным
образом чисто энциклопедически - как ранние попытки молодого гения найти
свою тему и свою эстетику.
Кстати, почему корабль идет именно в Индию? Осмелюсь предположить:
потому что Индия для северного европейца, впрочем, как и для русского,
да и как для европейца вообще (того европейца, что родом и навсегда - из
средневековья) - страна чудес, мир, где наяву осуществляются все наши
мечты и сновидения.