комедия
Продолжительность: 104 Швеция 1955 Режиссер: Ингмар Бергман
Продюсер: Сценарий: И. Бергман В ролях: У. Якобсон, Е. Дальбек, М.
Карлквист, Х. Андерссон, Г. Бьорнстранд, Я. Кулле, О. Фридель, Н.
Вифстранд, Б. Вальберг, Б. Андерссон и др.
Музыка: Э.
Нурдгрен Оператор: Г. Фишер
11.07.2002
На редкость для Бергмана легкая и радостная картина, комедия, почти
водевиль в декорациях начала ХХ века. Именно этот фильм впервые принес
режиссеру успех за пределами Швеции, оказался кассовым и, несмотря на
это, умным и нестареющим.
По сути "Улыбки летней ночи" - театральная комическая пьеса,
действие которой лишь в двух-трех эпизодах происходит вне комнаты.
Эпизоды эти сделаны как бы даже нехотя, как бы из необходимости: кино
внутри театра. Они, однако, драматургически оправданы не только тем, что
оживляют и без того нескучную картину, но и тем, что блистательной своей
кинематографичностью, почти осязаемым свежим ветром летнего дня
отчетливо уравновешивают спертый воздух обеспеченного и потому слегка
удушливого бытия богатых бездельников. В одном из эпизодов, в начале
фильма, герой, направляясь к любовнице, в ее присутствии падает в
зеркально чистую лужу, чем определяет конечную никчемность пустого
своего существования; в другом неунывающая блудливая молодка-служанка в
лучших традициях народных сцен из комедий Шекспира или вдохновенных
галльских сатир отдается конюху на вольном воздухе - на радость себе и
зрителям и словно бы в укор чопорному чванству господ.
В фильме восемь или девять действующих лиц: стареющий богатый
адвокат, два года назад женившийся на 18-летней красавице да так до сих
пор и не овладевший ею; сама эта красавица, томящаяся в нелепом
девичестве и влюбленная в сына адвоката, студента духовной семинарии;
названный молодой человек, мучающийся той же проблемой и той же
страстью, великолепная, как солнечный полдень, служанка (изумительно,
вдохновенно сыгранная Харриет Андерссон), поминутно строящая куры то
папаше, то сынку, а то и - с той же радостной легкостью -
девственнице-хозяйке; бывшая любовница адвоката - перезревающая
примадонна местной оперетты; ее нынешний любовник - молодой аристократ,
богач, бретер и бабник; его любящая, ревнивая и в то же время циничная
жена, подруга девственной супруги адвоката, наконец прикованная к креслу
старостью, обезножившая мать актрисы, дама тоже явно из бывших, и слуга
бретера, этакий полуфальстаф, полупортос из простонародья.
Эта пестрая разнородная компания сплетается в картине подобно
спутавшейся леске, размотать которую практически невозможно, поскольку
множество узлов обнаруживается в самых неожиданных местах. Адвокат любит
жену, но во сне видит актрису, с которой тоже давно не спит, однако
желал бы. С ней спит аристократ. Адвокатша переспала бы с кем угодно,
даже с мужем, но во сне видит его сына. Сын вообще снов не видит - ему
не до сна. Жена аристократа тоже тот еще фрукт, впрочем, о том, с кем
именно спит она, история умалчивает. Нереализованных желаний нет лишь у
служанки да у старухи: первая спит с кем захочет, вторая спит за столом
с игральными картами.
В итоге ряда сатирических и просто веселых перипетий аристократ на
время возвращается к своей жене, адвокатша соединяется с семинаристом,
адвокат с актрисой, растящей, оказывается, его 10-летнего сына, а
служанка, как уже было сказано выше, - с развеселым конюхом.
Совершенное барокко, высочайшее актерское мастерство, умная сатира
на одинаково мещанские независимо от социальной принадлежности
персонажей нравы и неожиданное в трагическом творчестве Бергмана
жизнелюбие ранних шекспировских комедий. Ничуть не устаревший за
полвека, несомненный шедевр кинематографа и - в не меньшей степени -
театра.